БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107
«Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»
В соответствии с утвержденным Положением будут приниматься решения о применении в нашей стране международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним. Принятие такого решения — это многостадийный процесс, который заключается в следующем. Во-первых, официальное получение от Фонда МСФО документа международных стандартов. Далее проводится экспертиза применимости стандарта у нас. Принимается решение о введении документа в действие. Завершающий этап — опубликование. Обеспечивать получение и перевод документов будет Минфин России. Интересно, что каждый стандарт будет вступать в силу поэтапно. Сначала для добровольного применения, а впоследствии — для обязательного.
НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Приказ ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@
«Об утверждении форм и форматов заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Приказ заменяет собой приказ ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@, которым были утверждены ранее действующие формы.
Изменений немного. Так, в форме заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД появилось поле, в котором проставляется отметка о том, какая организация (российская или иностранная) регистрируется в налоговом органе. При этом иностранная организация заполняет данный показатель, если она поставлена на учет в налоговом органе на территории РФ хотя бы по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Вместе с формами налоговая служба утвердила и форматы заявлений для их сдачи в электронном виде.
Зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2011 № 19917
Приказ ФНС России от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515@
«Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии»
Уже больше года действует ст. 176.1 НК РФ, позволяющая организациям быстрее получить возмещение НДС из бюджета. Для этих целей был введен заявительный порядок возмещения налога. Правда, чтобы им воспользоваться, налогоплательщики должны выполнить некоторые условия, одним из которых является предоставление вместе с налоговой декларацией по НДС банковской гарантии на всю сумму налога, которую компания хочет возместить в заявительном порядке. При этом банк, который выдал компании банковскую гарантию, обязан уведомить налоговую инспекцию по месту учета организации о факте предоставления такого обеспечения. Сделать это нужно не позднее дня, следующего за днем выдачи гарантии, в порядке, определяемом ФНС России.
Зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2011 № 19929
Письмо Минфина России от 18.02.2011 № 03-07-09/06
Специалисты Минфина России рассмотрели следующую ситуацию, связанную с заполнением счета-фактуры.
При покупке импортного товара организация получила от поставщика счет-фактуру, в котором в графе 11 номер ГТД был указан не полностью. Может ли это послужить поводом для отказа в принятии к вычету «входного» НДС?
По мнению финансистов, в данном случае у компании не должно возникнуть проблем. Действительно, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации являются обязательными реквизитами (подп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ). Но здесь нужно учитывать один важный момент. С 1 января 2010 г. п. 2 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции. В нем появилось правило о том, что незначительные ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. При этом обнаруженные неточности не должны препятствовать налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога.
На этом основании финансисты полагают, что неполная информация о номере ГТД (например, отсутствие порядкового номера из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров) не может послужить причиной для отказа в зачете «входного» НДС.
Письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-11-11/38
Исходя из подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства на развитие собственного бизнеса, получаемые индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ. Поэтому данные средства должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Письмо Минфина России от 11.02.2011 № 03-03-06/1/88
В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2010 г., стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
Учитывая изложенное, при реализации или списании в производство в 2010 г. имущества, выявленного в ходе инвентаризации и оприходованного до 2010 г., налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму рыночной стоимости указанного имущества, по которой оно было принято к учету.
Письмо Минфина России от 11.02.2011 № 03-11-11/34
Минфин рассмотрел вопрос о применении плательщиком ЕСХН данного налога по новому, дополнительному виду деятельности (в вопросе организации шла речь о деятельности туристических агентств).
Финансисты разъяснили, что если доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную организациями из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), то налогоплательщик вправе применять единый сельскохозяйственный налог, в том числе в отношении иных видов деятельности (за исключением переведенных на уплату ЕНВД).
Письмо Минфина России от 10.02.2011 № 03-04-05/4-74
В статье 214.1 НК РФ установлен специальный порядок налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, который не зависит от того, осуществляет ли физическое лицо — получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве индивидуального предпринимателя или нет.
В силу п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговым агентом признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
Таким образом, если организация, при посредстве которой физическое лицо осуществляет операции с ценными бумагами, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из дохода налогоплательщика и перечислить в бюджет независимо от того, является ли физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.
Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, доходы от операций с ценными бумагами при расчете налоговой базы от предпринимательской деятельности вторично не учитываются.
Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-02-08/9
Минфин напомнил организациям о полномочиях налоговых органов.
В случае если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию относительно конкретной сделки, должностное лицо ИФНС вправе истребовать эти сведения у ее участников или у иных лиц, располагающих нужными данными (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Причем сделать это инспекция вправе не только в процессе выездной проверки, но и вне ее рамок.
Письмо Минфина России от 04.02.2011 № 03-03-06/1/65
Минфин рассмотрел вопрос учета расходов по созданию НИОКР в целях исчисления налога на прибыль.
Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструктор-
ские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) (п. 1 ст. 262 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 262 Налогового кодекса в случае если в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. 2 и 5 ст. 258 НК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 259 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Из приведенных норм следует, если организация получает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, то данное право признается нематериальным активом, который подлежит амортизации.
Письма Минфина России от 03.02.2011 № 03-11-11/27, № 03-11-11/26
Финансисты ответили на вопрос о том, переводится ли деятельность индивидуальных предпринимателей по сдаче киосков в аренду на уплату ЕНВД.
По мнению Минфина России, налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по передаче в аренду торговых киосков, могут быть переведены на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. Такой вывод сделан на основе положений подп. 13 п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ.
Так, на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
К торговым местам относятся в том числе объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках).
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Федеральный закон от 25.02.2011 № 21-ФЗ
«О внесении изменений в статью 14 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ и статьи 2 и 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“»
Закон внес поправки в Федеральные законы от 29.06.2006 № 255-ФЗ и от 08.12.2010 № 343-ФЗ. В результате внесенных изменений у будущих мам появилось право написать заявление с просьбой назначить, исчислить и выплатить пособие исходя из норм Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января этого года.
Такой же порядок установлен и для ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Но такая возможность предусмотрена только для страховых случаев, которые наступили с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
Если работницы выберут прежний порядок расчета, то пособия будут определяться исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.
Приказ Минздравсоцразвития от 31.01.2011 № 54н
«О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 894н»
Приказом внесены изменения в форму РСВ-1 ПФР, в которой приводится расчет по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Применять обновленный бланк организациям следует начиная с отчетности за I квартал.
Необходимость корректировки формы расчета (РСВ-1 ПФР) по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд и фонды ОМС вызвана тем, что в конце прошлого года был расширен перечень льготников, которые имеют право применять пониженный тариф страховых взносов.
Зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011 № 19733
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Федеральный закон от 01.03.2011 № 22-ФЗ
«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О науке и государственной научно-технической политике“ и статью 17.1 Федерального закона „О защите конкуренции“»
В 2009 г. бюджетные научные учреждения и вузы получили право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов их интеллектуальной деятельности.
Принятые изменения дают хозяйственным обществам право заключать договоры аренды с создавшими их бюджетными научными учреждениями или вузами напрямую, без проведения конкурса или аукциона.
Указание ЦБ РФ от 25.02.2011 № 2583-У
«О размере ставки рефинансирования Банка России»
С 28 февраля 2011 г. ставка рефинансирования составляет 8% вместо 7,75%.
Приказ Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1
«О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости»
Утвержденный приказом Порядок устанавливает сроки и правила включения в кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый или технический учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ или в переходный период.
Также Порядок распространяется на объекты недвижимости, кадастровый или технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены условные номера в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ.
В частности, источниками для включения в кадастр сведений являются документы ЕГРП, ЕГРОКС, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) инвентаризации.
Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2011 № 19844.
Вступает в силу с 1 июня 2011 г.