Госдуму внесен пакет из пяти законопроектов, направленных на обеспечение наиболее выгодных условий заключения и исполнения государственного или муниципального заказа. Сейчас документы направлены в Комитет по строительству и земельным отношениям.
Законопроекты № 513413-5, 513429-5, 513439-5, 513444-5, 513450-5
Законопроектами предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) для обеспечения наиболее выгодных условий заключения и исполнения государственного или муниципального заказа как для заказчика, так и для остальных участников торгов.
Заявки на торги могут разрешить поправить
Поправками, которые вносятся в ст. 12, 27, 28 и 36 Закона № 94-ФЗ (проект № 513413-5), регулируются правила исправления заявки на участие в конкурсе и аукционе.
Сейчас участники размещения заказа, подавшие заявку, не соответствующую конкурсной или аукционной документации, не могут быть допущены к участию в конкурсе (ч. 4 ст. 12 Закона № 94-ФЗ). Причем возможности исправить нарушения, допущенные при оформлении заявки, по окончании срока ее подачи у них уже нет (ст. 12 Закона № 94-ФЗ).
Проект допускает, что, если, после того как заявка будет рассмотрена конкурсной комиссией, в ней будут выявлены несоответствия требованиям конкурсной или аукционной документации, заказчик сможет предложить участнику размещения заказа внести исправления.
Изменения можно будет сделать в течение двух рабочих дней с момента получения предложения. При этом, если исправления вносятся в те разделы заявки, которые оцениваются, участнику придется указывать наименее выгодные для него условия.
Таким образом, поправки дают возможность принять участие в конкурсе или аукционе всем юридическим и физическим лицам, согласившимся на исправлении их заявок по предложенным правилам.
Как уверяют разработчики, совершенствование требований к оформлению заявки на участие в конкурсе или аукционе позволит реализовать принцип максимального количества участников для выбора самого лучшего исполнителя. Следовательно, принятие поправок позволит снизить злоупотребления заказчиков в сфере допуска участников к конкурсу или аукциону и расширит шансы для заключения наиболее выгодного контракта.
Сайт в помощь
Дополнением п. 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ (проект № 513450-5) предполагается установить основные требования к системе поиска и работе единого сайта государственных закупок. Такие предложения вполне могут облегчить пользование сайтом и обеспечить удобную работу с ним всем его пользователям.
Сегодня Закон № 94-ФЗ не конкретизирует технические требования к официальному сайту по размещению государственных или муниципальных заказов.
Сейчас заказы размещаются на официальных сайтах субъектов РФ. Но, по наблюдениям авторов проекта, они зачастую оказывались непригодными для нормальной работы организаций, желающих участвовать в конкурсе. Если поправки будут приняты, то, по уверениям разработчиков, требования к сайту будут унифицированы, что обеспечит его качественную работу.
Участие в торгах без барьера
Поправкой, дополняющей ч. 4 ст. 26 Закона № 94-ФЗ (проект № 513444-5), предусматривается, что вскрытие конвертов должно проводиться в месте, где отсутствует необходимость заблаговременного заказа пропуска или существует возможность оформления пропусков непосредственно перед началом проведения процедур для присутствия любых заинтересованных лиц.
Согласно действующей редакции Закона № 94-ФЗ государственный и муниципальный заказчик при размещении заказа свободно выбирает время и место, где должна проходить процедура вскрытия конвертов. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками (ч. 7 ст. 26 Закона).
Как правило, эта процедура происходит в помещении с пропускной системой. Вследствие этого участники размещения заказа, не заказавшие пропуска заранее, лишаются возможности подать заявку на участие в торгах или присутствовать на процедуре вскрытия конвертов.
Авторы проекта волнуются о том, чтобы все участники попали на торги или на вскрытие конвертов. В связи с чем и предлагают законодательно изменить характеристики помещения в части доступа в него.
Процедуру по выявлению победителя хотят усовершенствовать
Изменения в ст. 22, 25—28 Закона (проект № 513439-5) при их принятии, по мнению авторов проекта, позволят обеспечить большую прозрачность проведения процедур по выявлению победителя в торгах.
В соответствии с Законом № 94-ФЗ при вскрытии конвертов с заявками, а также при их оценке и сопоставлении конкурсная комиссия уже знает, какую цену предложили участники.
Авторы проекта предполагают, что оценка конкурсных заявок может осуществляться предвзято. Ведь, зная предложения по цене контракта всех участников конкурса, заказчик может подыгрывать участнику, с которым у него могут быть предварительные договоренности.
В связи с этим проектом предлагается вкладывать предложение о цене контракта в отдельные конверты, подшитые к заявке. Такие конверты будут вскрываться после процедуры оценки и сопоставления заявок в день определения победителя, когда предложение по качеству уже оценено. Для сравнения: согласно текущей редакции Закона № 94-ФЗ предложение о цене известно с самого начала.
Кроме того, предполагается ввести дополнительную процедуру — определение победителя конкурса. На ней публично в присутствии участников размещения заказа будут вскрываться конверты с предложениями участников о цене контракта и подводиться итоги конкурса.
В действующей редакции Закона № 94-ФЗ финальная процедура оценки и сопоставления заявок проводится не публично. Но, по мнению разработчиков, публичность данной процедуры необходима, так как она делает ее прозрачной, максимально честной, объективной и менее коррумпированной.
Исполнителю контракта может быть дана возможность выбрать независимых экспертов
Часть 12 ст. 9 Закона (проект № 513429-5) планируется дополнить предложением, дающим возможность выбора независимых экспертов исполнителю, если контракт предусматривает проведение экспертизы. Также предлагается устанавливать исчерпывающие, четкие и конкретные требования к проведению экспертизы.
При этом, по замыслу авторов, такие нормы не лишат заказчика возможности проведения своей собственной экспертизы за свой счет.
Согласно действующему законодательству заказчик может возложить проведение независимой экспертизы на исполнителя контракта и соответственно за его счет.
В контракте может быть предусмотрено право заказчика на выбор экспертной организации. Это, по мнению авторов проекта, может способствовать тому, что исполнитель, не имея права выбора, будет вынужден обратиться в конкретно обозначенную заказчиком экспертную организацию, которая, в свою очередь, может установить сколь угодно высокие тарифы.
Во избежание подобных ситуаций и предлагаются указанные изменения.