О том, как в период кризиса изменились задачи и функционал контроллеров в одной крупной российской оптово-розничной компании, мы рассказали в ст. "Система контроллинга в условиях кризиса". Но изменения потребовались не только в функционале, но и в инструментарии. Необходимо было быстро собирать и анализировать информацию для принятия качественных управленческих решений по наиболее приоритетным антикризисным задачам. Какие для этого в компании использовались инструменты, расскажем подробнее.
Вусловиях кризиса деятельность компании не сводилась к простому реагированию на кризисные ситуации. У руководства появилась потребность в управлении изменениями на основе обоснованного анализа деятельности компании, чтобы постоянно видеть перспективу и тенденции развития.
Для этого в компании были использованы следующие инструменты контроллинга:
1. Лидеры/аутсайдеры.
2. Кластеризация и бенчмаркинг.
3. KPI для топ-менеджеров.
4. Анализ развития торговой сети:
a) паспорт города;
б) паспорт объекта;
в) экспресс-метод инвестиционного анализа запуска магазинов розничной сети.
5. Рейтингование оптовых клиентов.
6. Работа с «плохой» ДЗ.
7. Своевременность поставок.
8. Stock Out.
9. Учет курсовой разницы.
10. Анализ инвентаризаций.
11. Управление развитием IT.
12. BI.
Остановимся подробнее на первых четырех инструментах.
Лидеры/аутсайдеры
Самым простым в реализации и очень эффективным инструментом контроллинга оказался анализ «лидеров/аутсайдеров». В нем нет ничего необычного, просто объекты анализа сортируются по совокупности нескольких параметров. А вот выбор этих параметров и способ представления итогового результата для удобства восприятия — плод долгих усилий контроллеров компании.
Используя данный инструмент для анализа эффективности розничных операций, аналитики обнаружили интересную закономерность — при всем многообразии факторов, влияющих на итоговый финансовый результат работы торговой точки, важными дифференцирующими оказались всего несколько ключевых факторов.
Рассмотрим отдельно доходную и расходную составляющие.
Для анализа доходной части использовалась «формула декомпозиции продаж»:
продажи = число покупателей х средний чек, где число покупателей = число посетителей х % обслуживания; средний чек = комплексность покупки х средняя цена единицы товара.
Проведя декомпозицию и отсортировав магазины по каждому из этих параметров относительно среднего значения, можно получить «точки», на которые стоит обратить внимание при анализе лидирующих и отстающих объектов по прибыли. Отстающие объекты можно разделить на две группы: «безнадежные» объекты и объекты, на отдельные параметры которых может повлиять менедж-мент и исправить ситуацию с их рентабельностью.
Но кризис внес свои коррективы в особенности осуществления управляющих воздействий для исправления ситуации. Сравнение мер, принимаемых для «оздоровления» отдельных показателей до и во время кризиса, приведено в табл. 1.
При анализе расходной части дифференцирующими факторами оказались:
собственные расходы магазина = аренда + ФОТ + ~const.
Сумма двух «определяющих» статей в среднем составляет > 60% собственных операционных затрат розничных магазинов. Другие статьи затрат также значительны (~40%), но вариация их доли в обороте различных объектов оказалась значительно меньше, чем двух основных статей.
Помимо основных показателей, рассмотренных выше, анализ лидеров/аутсайдеров проводился по производным показателям эффективности. После многих итераций анализа наиболее значимыми и показательными были признаны следующие KPI:
оборот/кв. м торговой площади;
посетители/кв. м;
выполнение плана, GM (валовая прибыль)/аренда, GM/ФОТ.
При сравнении объектов на основе проведенного контроллерами анализа ключевых факторов, дифференцирующих финансовый результат, руководству компании удалось выделить «неблагополучные» объекты, некоторые из них закрыть и улучшить позиции других объектов за счет усиления параметров, выявленных в результате декомпозиции. В итоге удалось достичь положительных финансовых результатов.
Кластеризация и бенчмаркинг
В условиях кризиса при большом количестве магазинов в сети у компании нет возможности детально анализировать динамику каждого объекта. В результате для оптимизации процесса управления торговой сетью выделили укрупненные кластеры. Сгруппировали объекты управления в небольшое число групп, имеющих устойчивые сходства в характеристиках экономического поведения. Уменьшив число управляемых объектов, сконцентрировали внимание на отдельных управленческих решениях, повысив тем самым их качество.
Кластеризация обычно применяется нескольких видов:
-
по классифицирующим атрибутам (по объективным свойствам объектов);
-
по результатам деятельности объектов (значению показателей KPI).
В ходе анализа выявили следующие классифицирующие факторы, оказавшие существенное влияние на объем и эффективность продаж и показавшие наиболее репрезентативную связь с конечным результатом.
Товар по:
-
товарным категориям;
-
ценовым уровням (высокий/средний/низкий);
-
основному цвету (красный, черный, синий и т.д.);
-
полу (м/ж/муж.-жен./дети);
-
отдельным товарам-драйверам, моделям «лучшая цена».
Магазины по:
-
климату;
-
формату: малые/средние/большие (<500 кв. м, 700—1500 кв. м, >5000 кв. м);
-
референтным объектам, схожим по объему целевого клиентского поля, а также объему рынка/чел.;
-
месторасположению в городе (центр, спальный район, трасса);
-
отдельно стоящим/в ТЦ;
-
собственникам ТЦ (по арендодателю);
-
ключевым «якорным» арендаторам ТЦ;
-
возрасту (старые/молодые/новые);
-
экспертной интегральной оценке (плохие/средние/хорошие);
-
очередности (первый/не первый магазин в городе).
По этим классифицирующим атрибутам была построена кластеризация. Поскольку в компании действуют очень высокие стандарты управления эффективностью продаж розничных магазинов, в ходе анализа выдвинули гипотезу о том, что при постоянстве внутренних факторов на вариацию итогового финансового результата между объектами в большей мере влияют внешние условия. Различия таких условий и определяются выделенными кластерами.
Затем стали проводить регулярный внутренний (между собственными магазинами, в том числе зарубежными филиалами) и по возможности внешний бенчмаркинг (с магазинами сетей-партнеров). Бенчмаркинг внутри кластеров проводили по следующим показателям:
-
выполнение плана продаж, оборот, валовая прибыль;
-
оборот с 1 кв. м, посетителей на 1 кв. м;
-
процент обслуживания, комплексность покупки, средний чек;
-
доля аренды от оборота, аренда/кв. м;
-
GM/аренда, GM по товарной группе/аренда площади данной группы;
-
доля зарплаты сотрудников от оборота, продажи одного продавца, GM/ФОТ;
-
рентабельность магазинов: а) по собственным расходам; б) с учетом разнесенных накладных расходов регионального офиса, сервисных подразделений, офиса управляющей компании.
Так как показатели прошлого (кризисного) года перестали быть хорошей базой для сравнения, стали использовать данные во множестве разрезов:
факт — план — прогноз — прошлый год — позапрошлый, докризисный — сравнимая база — benchmarking (собственные магазины, конкуренты и партнерские сети) — target (целевое значение на перспективу).
Инструменты кластеризации и бенчмаркинга хорошо работают в паре с «лидерами/аутсайдерами», позволяя произвести многофакторный анализ как отдельных объектов, так и их совокупностей. Такой анализ позволил выявить параметры, в большей мере влияющие на конечный финансовый результат, и на которые сама компания может реально повлиять при своевременном принятии управленческих решений.
KPI для топ-менеджеров
Внешние условия менялись быстро и значительно, поэтому менеджерам различных подразделений требовалась информация для облегчения синхронизации своих усилий.
В качестве инструмента для решения этой задачи подразделениями контроллинга совместно с высшими руководителями была выработана система KPI. Постановка, контроль и самоконтроль показателей KPI осуществили на уровне дивизионов. Модель KPI для руководителей приведена в табл. 2.
Как работает модель. Строятся два вида таблиц KPI.
Первая таблица — долгосрочные KPI на пять лет (с шагом сезон — шесть месяцев) на уровне «Итого» по подразделениям.
Целевые значения утверждаются генеральным директором и доводятся до менеджеров на стратегической сессии (до кризиса — один раз в год, во время кризиса — внеочередное собрание два раза в год).
Вторая таблица — на один финансовый год, помесячно (табл. 2). Она строится по каждому генерирующему продажи подразделению. Основные показатели приведены в разрезе: факт, план, прошлый год, прогноз.
Отклонения от плана за текущий период (в примере — апрель) и «что прогнозируется за год» (столбец «Год») оттенены.
Для получения причин отклонений показателя можно обратиться к отдельному подробному отчету или направить дополнительный запрос в подразделения контроллинга.
Один из ключевых моментов состоял в том, что этот инструмент был реализован самым простым способом. Привели целевые операционные показатели только высокого уровня (<10 на дивизион). И этого оказалось достаточно для обеспечения продуктивной коммуникации.
Данная модель привела к наглядности результатов: сразу стало видно — подразделение в целом «красное» или «синее», заметны слабые места. Облегчила формализацию и синхронизацию стратегических задач и оперативного управления. Первоочередная цель такой модели — сами менеджеры хотели оцифровать свои цели для удобства синхронизации действий продающих и сервисных дивизионов.
Стало возможным получать ранние сигналы о значительных отклонениях в каких-либо областях бизнеса. Наконец, в целом повысить прозрачность результатов.
Анализ развития торговой сети
Каналы сбыта — ключевой актив компании, поэтому в кризис в связи с изменениями на рынке торговой недвижимости появилась необходимость в модернизации инструментов, используемых для инвестиционного анализа.
Раньше:
-
Условия аренды «по умолчанию» были приемлемы (доступ к лучшим операторам). Высокие темпы раскрутки объектов, малая доля цивилизованного рынка.
-
Требовалось рассмотреть небольшое число объектов, чтобы выполнить программу развития.
-
Доля принятых объектов составляла 60—80% от числа рассматриваемых.
Сейчас:
-
Появились предложения по объектам с условиями «на грани» рентабельности.
-
После кризиса с рынка уйдет большое количество мелких конкурентов, следовательно, необходимо заранее обеспечить возможность занять высвободившиеся рыночные ниши. Поэтому возросло число рассматриваемых объектов. Необходимо увеличить скорость принятия решений по принятию объектов в работу и формализовать процесс, чтобы уже на начальном этапе сбора информации по объектам отсеивать заведомо нерентабельные, не отнимая на это время высших руководителей.
-
Управление условиями аренды при переговорах с арендодателями осуществляется на основе автоматизированной расчетной модели.
-
Раньше все объекты рассматривались высшим руководством лично. Сейчас произошло делегирование функционала: первый этап отсеивания проходит на уровне специалистов инвестиционного анализа. Руководство же проводит более детальный анализ с учетом всего спектра известных факторов, проводит дополнительные переговоры с арендодателями и принимает окончательное решение о входе в проект.
-
Контроллеры совместно с департаментом недвижимости проводят инвестиционный анализ.
Поскольку произошло резкое увеличение числа рассматриваемых объектов (см. диаграмму), потребовался специальный инструментарий для облегчения восприятия информации лицами, принимающими решения. Такими средствами консолидации данных и их удобной визуализации стали паспорт города, паспорт объекта, а также экспресс-метод инвестиционного анализа. Далее приведены основные информационные блоки инструмента.
Паспорт города:
-
Окружение города (потенциальное клиентское поле).
-
Потенциальный оборот.
-
Доля рынка.
-
Крупные торговые центры в городе.
-
Уровень развития собственной торговой сети в городе.
-
Оптовые клиенты в городе.
-
Франчайзинговые клиенты.
-
Ключевые конкуренты.
-
Текущие и рассмотренные ранее коммерческие предложения.
-
Референтный город.
Паспорт объекта1:
-
Анализ местоположения в городе.
-
Потенциальное клиентское поле.
-
Потенциальный оборот.
-
Референтные объекты.
-
Оборот в точке безубыточности.
-
Требуемые инвестиции, срок запуска.
-
Рентабельность, срок окупаемости.
Для обеспечения лучшей визуализации в 2011 г. будет закончена разработка инструмента по отображению городов присутствия и всех магазинов торговой сети на основе Google Earth и Яндекс.Карт.
Дополнительно разработана система оценки прогнозов, примененных при первоначальном инвестиционном анализе, в сравнении с фактическими результатами магазинов после открытия. Это позволило скорректировать коэффициенты, применяемые при прогнозировании. Сейчас точность прогнозов финансовых результатов достигает ±15%.
В паспортах использовалась в основном информация из открытых источников. Однако собранная в единый информационный лист, она позволяет оперативно принимать инвестиционные решения.
1 Ссылка на паспорт соответствующего города.
Показатель — действие (до кризиса, в кризис) (таблица 1)
показатель |
действие до кризиса |
действие во время кризиса |
Посетители |
Реклама федеральная, наружная в городе, вывеска магазина |
Программа лояльности (sms-рассылки, бонусы), «точечные» действия |
% обслуживания |
Директор магазина (мотивация продавцов) |
При снижении потока покупателей — более внимательное отношение |
Комплексность покупок |
Мерчандайзинг, мотивация продавцов |
Выгодные условия для клиента «купить сейчас – пока не подорожало» |
Цена единицы товара |
Настройка структуры ассортимента под локальный рынок |
Скидочная политика |
Ассортимент (доли ценовых категорий), % |
Высокая 20
|
Высокая 20
|
KPI для топ-менеджеров* (таблица 2)
|
осень —
|
март |
апрель |
май |
III кв. |
июнь |
июль |
август |
IV кв. |
весна —
|
год |
Продажи (с НДС) | |||||||||||
Прогноз/факт |
703 М |
92 М |
102 М |
112 М |
314 М |
101 М |
110 М |
120 М |
323 М |
638 М |
1341 М |
План |
654 М |
96 М |
107 М |
117 М |
327 М |
104 М |
113 М |
111 М |
322 М |
649 М |
1303 М |
Прошлый год |
621 М |
85 М |
94 М |
98 М |
277 М |
102 М |
95 М |
110 М |
306 М |
584 М |
1205 М |
+/– План |
49 804 |
–4450 |
–4494 |
–5125 |
–12 263 |
–2816 |
–2688 |
8376 |
1066 |
–11 197 |
38 607 |
План, % |
108 |
95 |
96 |
96 |
96 |
97 |
98 |
108 |
100 |
98 |
103 |
% +/–
|
+113 |
+109 |
+109 |
+115 |
+113 |
+99 |
+116 |
+109 |
+106 |
+109 |
+111 |
Дисконт, % | |||||||||||
Прогноз/факт |
20 |
21 |
34 |
10 |
13 |
21 |
11 |
23 |
26 |
21 |
20 |
План |
23 |
22 |
25 |
11 |
14 |
16 |
11 |
23 |
21 |
18 |
20 |
Прошлый год |
21 |
22 |
32 |
9 |
13 |
16 |
9 |
25 |
25 |
19 |
20 |
Валовая прибыль, % | |||||||||||
Прогноз/факт |
59 |
58 |
49 |
62 |
61 |
56 |
62 |
55 |
54 |
57 |
58 |
План |
54 |
55 |
54 |
60 |
59 |
58 |
60 |
55 |
56 |
57 |
55 |
Прошлый год |
56 |
56 |
51 |
62 |
60 |
59 |
62 |
53 |
54 |
57 |
57 |
% остатков от заказов (весна — лето 2010) | |||||||||||
Прогноз/факт |
67 |
77 |
28 |
63 |
63 |
46 |
32 |
10 |
10 |
10 |
10 |
План |
68 |
96 |
28 |
67 |
67 |
49 |
86 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Прошлый год |
68 |
81 |
36 |
71 |
71 |
53 |
79 |
22 |
22 |
22 |
22 |
Оборачиваемость остатков в год | |||||||||||
Прогноз/факт |
2,1 |
1,7 |
3,6 |
2,4 |
2,1 |
2,8 |
2,1 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
2,3 |
План |
2,2 |
1,9 |
3,4 |
2,5 |
2,2 |
2,7 |
2,1 |
3,0 |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
Прошлый год |
2,4 |
1,4 |
2,8 |
2,1 |
1,7 |
2,6 |
1,4 |
2,6 |
2,6 |
2,1 |
2,2 |
Средний чек | |||||||||||
Прогноз/факт |
1958 |
1685 |
1305 |
1573 |
1631 |
1475 |
1650 |
1370 |
1379 |
1493 |
1705 |
План |
1939 |
1504 |
1328 |
1370 |
1483 |
1308 |
1601 |
1692 |
1427 |
1455 |
1663 |
Прошлый год |
1957 |
1663 |
1328 |
1391 |
1527 |
1298 |
1569 |
1507 |
1376 |
1444 |
1670 |
Комплексность чека | |||||||||||
Прогноз/факт |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
2,0 |
1,6 |
2,0 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
План |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
Прошлый год |
1,8 |
1,8 |
2,1 |
2,2 |
2,0 |
2,2 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
Цена единицы | |||||||||||
Прогноз/факт |
1036 |
898 |
608 |
731 |
808 |
699 |
829 |
599 |
630 |
707 |
848 |
План |
969 |
710 |
604 |
609 |
676 |
581 |
731 |
776 |
645 |
661 |
786 |
Прошлый год |
1059 |
911 |
638 |
642 |
769 |
590 |
823 |
762 |
659 |
707 |
853 |
% обслуживания | |||||||||||
Прогноз/факт |
30 |
28 |
32 |
30 |
29 |
31 |
29 |
30 |
31 |
30 |
30 |
План |
20 |
19 |
26 |
20 |
20 |
22 |
19 |
25 |
24 |
22 |
21 |
Прошлый год |
35 |
33 |
25 |
26 |
29 |
27 |
30 |
22 |
24 |
26 |
29 |
* Приведены условные данные.