Созданные госвузами компании будут арендовать помещения без конкурса
Еще в 2009 г. бюджетные научные учреждения и вузы получили право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов их интеллектуальной деятельности.
По прошествии времени практика показала, что в большинстве случаев эти общества размещаются на площадях создавшего их учреждения.
Однако получить право на заключение договора аренды движимого и недвижимого имущества, принадлежащего государственным бюджетным учреждениям, можно было только на торгах в форме конкурса или аукциона.
Теперь принятые изменения дают хозяйственным обществам право заключать договоры аренды с создавшими их бюджетными научными учреждениями или вузами напрямую, без проведения конкурса или аукциона.
Соответствующие изменения внесены в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
(Федеральный закон от 01.03.2011 № 22-ФЗ)
Будущим мамам вернули права
Принят Федеральный закон, который внес поправки в федеральные законы от 29.06.2006 № 255-ФЗ и от 08.12.2010 № 343-ФЗ. В результате внесенных изменений у будущих мам появилось право написать заявление с просьбой назначить, исчислить и выплатить пособие исходя из норм Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января этого года.
Такой же порядок установлен и для ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Но такая возможность предусмотрена только для страховых случаев, которые наступили с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
Если работницы выберут прежний порядок расчета, то пособия будут определяться исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.
(Федеральный закон от 25.02.2011 № 21-ФЗ)
Утвержден порядок признания МСФО
Правительство РФ утвердило Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Положением будут приниматься решения о применении в нашей стране Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним.
Принятие такого решения — это многостадийный процесс, который заключается в следующем. Во-первых, официальное получение от Фонда МСФО документа международных стандартов. Далее проводится экспертиза применимости стандарта у нас. Принимается решение о введении документа в действие. Завершающий этап — опубликование. Обеспечивать получение и перевод документов будет Минфин России. Интересно, что каждый стандарт будет вступать в силу поэтапно. Сначала для добровольного применения, а впоследствии — для обязательного.
(Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)
Новые формы заявлений для плательщиков ЕНВД
ФНС России утверждены новые формы и форматы заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Изменений не много. Так, в форме заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД появилось поле, в котором проставляется отметка о том, какая организация (российская или иностранная) регистрируется в налоговом органе. При этом иностранная организация заполняет данный показатель, если она поставлена на учет в налоговом органе на территории РФ хотя бы по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Вместе с формами налоговая служба утвердила и форматы заявлений для их сдачи в электронном виде.
(Приказ ФНС России
от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@,
зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2011 № 19917)
Внесены изменения в форму РСВ-1 ПФР
Применять обновленный бланк организациям следует начиная с отчетности за I квартал.
Необходимость корректировки формы расчета (РСВ-1 ПФР) по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд и фонды ОМС вызвана тем, что в конце прошлого года был расширен перечень льготников, которые имеют право применять пониженный тариф страховых взносов.
(Приказ
Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н,
зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011 № 19733)
Новая ставка рефинансирования
С 28 февраля 2011 г. ставка рефинансирования составляет 8% вместо 7,75%.
(Указание ЦБ РФ от 25.02.2011 № 2583-У)
Возражений по результатам допмероприятий налогового контроля быть не может
Пунктом 6 ст. 100 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Однако Налоговый кодекс не предусматривает распространение этого положения в отношении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ налоговый орган должен лишь обеспечить до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Письмо Минфина России от 18.02.2011 № 03-02-07/1-58)
Неполный номер ГТД вычету не помеха
Минфин полагает, что неполная информация в счете-фактуре о номере ГТД (например, отсутствие порядкового номера из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров) не может послужить причиной для отказа в зачете «входного» НДС.
Действительно, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации являются обязательными реквизитами (подп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ). Однако согласно п. 2 ст. 169 НК РФ незначительные ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. При этом обнаруженные неточности не должны препятствовать налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога.
(Письмо Минфина России от 18.02.2011 № 03-07-09/06)
Средства, полученные на развитие бизнеса, учитываются при УСН
Исходя из подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства на развитие собственного бизнеса, получаемые индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ. Поэтому данные средства должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
(Письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-11-11/38)
О стоимости имущества, полученного при инвентаризации
В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2010 г., стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
Учитывая изложенное, при реализации или списании в производство в 2010 г. имущества, выявленного в ходе инвентаризации и оприходованного до 2010 г., налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму рыночной стоимости указанного имущества, по которой оно было принято к учету.
(Письмо Минфина России от 11.02.2011 № 03-03-06/1/88)
О применении ЕСХН
Минфин рассмотрел вопрос о применении плательщиком ЕСХН данного налога по новому, дополнительному виду деятельности (в вопросе организации шла речь о деятельности туристических агентств).
Финансисты разъяснили, что если доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную организациями из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), то налогоплательщик вправе применять единый сельскохозяйственный налог, в том числе в отношении иных видов деятельности (за исключением переведенных на уплату ЕНВД).
(Письмо Минфина России от 11.02.2011 № 03-11-11/34)
Кто исчисляет НДФЛ по операциям с ценными бумагами?
В статье 214.1 НК РФ установлен специальный порядок налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, который не зависит от того, осуществляет ли физическое лицо — получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве индивидуального предпринимателя или нет.
В силу п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговым агентом признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
Таким образом, если организация, при посредстве которой физическое лицо осуществляет операции с ценными бумагами, относится к одной из вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из дохода налогоплательщика и перечислить в бюджет независимо от того, является ли физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.
Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, доходы от операций с ценными бумагами при расчете налоговой базы от предпринимательской деятельности вторично не учитываются.
(Письмо Минфина России от 10.02.2011 № 03-04-05/4-74)
Минфин напомнил о полномочиях налоговых органов
В случае если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию относительно конкретной сделки, должностное лицо ИФНС вправе истребовать эти сведения у ее участников или у иных лиц, располагающих нужными данными (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Причем сделать это инспекция вправе не только в процессе выездной проверки, но и вне ее рамок.
(Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-02-08/9)
Финансовый результат от долевого строительства
Минфин ответил на вопрос о том, в какой момент в целях налога на прибыль организации следует определить финансовый результат от своей деятельности по строительству дома: в момент получения в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо после передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства по актам приема-передачи.
По мнению финансистов, финансовый результат (прибыль) от строительства застройщик определяет по окончании строительства на дату подписания документа о передаче объекта долевого строительства. Такой вывод сделан на основе положений ст. 3, п. 1 ст. 8, ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 5 ст. 270 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/1/77)
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов и отражает его в учетной политике
Минфин сообщил свою позицию по вопросу распределения прямых расходов на производство и реализацию, формирование стоимости незавершенного производства (НЗП).
В письме финансового ведомства отмечено, что налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Такой порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов. В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Таким образом, налогоплательщик вправе сам определить экономически обоснованный порядок распределения прямых расходов. Данный порядок должен быть отражен в учетной политике организации.
(Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/1/79)
Учет расходов по созданию НИОКР
Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) (п. 1 ст. 262 НК РФ).
В силу пункта 5 ст. 262 НК РФ в случае если в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. 2 и 5 ст. 258 НК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 259 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Из приведенных норм следует, что если организация получает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, то данное право признается нематериальным активом, который подлежит амортизации.
(Письмо Минфина России от 04.02.2011 № 03-03-06/1/65)
Сдача киосков в аренду и ЕНВД
По мнению Минфина России, налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по передаче в аренду торговых киосков, могут быть переведены на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. Такой вывод сделан на основе положений подп. 13 п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ.
Так, на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся в том числе объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках).
(Письма Минфина России
от 03.02.2011 № 03-11-11/27 и № 03-11-11/26)
ФНС разъяснила порядок регистрации ККТ, входящей в состав платежных терминалов
В связи с принятием федеральных законов от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами“» установлены дополнительные требования к контрольно-кассовой технике, входящей в состав платежного терминала.
Частью 1 ст. 8 Закона № 103-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу указанного Закона и не соответствующая требованиям этого Закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 г. при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 г.
Также ч. 7 ст. 8 Закона № 121-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу указанного Закона и не соответствующая требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 г. при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 г.
Таким образом, регистрация в налоговых органах контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала, применяемого платежным агентом, не соответствующая требованиям, предусмотренным законами № 103-ФЗ и № 54-ФЗ, после 1 января 2011 г. не допускается.
(Письмо ФНС России от 24.02.2011 № АС-4-2/2888@)