В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров. Сейчас он направлен в Комитет по труду и социальной политике.
Проектом планируется изменить ст. 393, 399—401, 408—410, 412 Трудового кодекса.
Поправка в ст. 393 ТК РФ предлагает освободить от пошлин и судебных расходов не только самих работников, которые обращаются в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (как сейчас), но и их представителей.
Также законопроектом предлагаются изменения в ряд положений, касающихся порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
Отметим: чуть более месяца назад в Госдуму уже был внесен проект (№ 503953-5), меняющий порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Сейчас он находится на рассмотрении в том же комитете, куда направлен и данный законопроект.
Но вернемся к текущему документу.
По действующему регулированию, требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации, утверждаются на собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю (ст. 399 ТК РФ). Проект предлагает дополнить эту норму положением о том, что решение о выдвижении требований принимается большинством голосов работников, присутствующих на собрании. Заметим, что аналогичное предложение содержится и в предыдущем проекте (№ 503953-5).
Более того, следующее положение нового проекта также по сути дублирует предыдущий проект: если провести собрание невозможно, требования могут быть выдвинуты путем сбора подписей более половины работников. Правда, в отличие от предыдущего проекта, который предусматривает образование представительного органа работников и соответственно сбор подписей ими, новый проект не отвечает на вопрос, кто будет собирать подписи.
Изменениями в ст. 401 ТК РФ новый проект предлагает расширить права работников на проведение собраний, митингов, пикетирования в процессе рассмотрения трудового спора. А именно, позволить проводить их на территории организации, а не только на территории муниципальных образований (то есть «в установленном федеральным законом порядке» — как сейчас). Также помимо самих работников в число лиц, имеющих право на проведение таких мероприятий, проектом включены и представители работников.
Разработчики предлагают исключить норму ст. 408 ТК РФ, которая наделяет стороны коллективного трудового спора контролирующей функцией за выполнением соглашения по нему.
Собственно, наличие или отсутствие этой нормы не столь существенно. Ведь согласно действующему правовому регулированию, если работодатели не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки (ст. 409 ТК РФ). Кстати, из ст. 409 ТК РФ проект предлагает исключить такое основание для организации забастовки, как неисполнение решения трудового арбитража.
Согласно действующей редакции ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимает собрание работников по предложению представительного органа работников. Предполагается расширить круг лиц, имеющих право принимать такие решения, дополнив его представителями работников.
Также проектом предлагается в этой же статье сократить сроки предупреждения работодателя о часовой предупредительной забастовке (которую можно объявить после пяти рабочих дней работы примирительной комиссии) — с трех рабочих дней до одного. Сократить хотят и срок предупреждения работодателя о начале предстоящей забастовки — с десяти календарных дней до трех рабочих (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).
Здесь наблюдается удивительное единодушие с предыдущим проектом — в нем тоже предложено сократить сроки предупреждения работодателя до указанных сроков (правда, не во всех случаях).
Пятидневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки, который ст. 412 ТК РФ отводит для определения минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки, планируется изменить на трехдневный. В этой же статье предлагается дать возможность приостанавливать забастовки решением суда на определенный им срок (если не обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки). Сейчас, если минимум необходимых работ (услуг) не обеспечен, забастовка может быть признана незаконной.