Современные информационные технологии для бизнеса — реальный шанс снизить затраты, повысить производительность труда, стать мобильным, видеть перспективы, быстро принимать обоснованные решения. Основной потенциал снижения затрат — эффективная организация логистики снабжения и сбыта, позволяющая снизить от 30 до 40% затрат. Решить эту проблему сегодня позволяют ГИС-технологии. Что они собой представляют, в чем их особенности, какие задачи помогают решать и какой дают эффект — об этом пойдет речь.
С технической точки зрения, ГИС (геоинформационная система) — это комплекс программного обеспечения и аппаратных средств, отвечающих за накопление, хранение и визуализацию на картах любой имеющейся у предприятия пространственной информации, выявление отношений между объектами, моделирование разворачивающихся в пространстве процессов и явлений. Нанесение на карту исходных данных и результатов их анализа, возможность легко добавлять и убирать тематические слои, менять масштаб и детализацию информационной картины; применение интерактивных карт и возможность увидеть развитие интересующего процесса в пространстве и во времени — все это позволяет осмыслить огромный объем информации, увидеть и понять, как объекты и явления взаимодействуют друг с другом. А значит, принимать наиболее взвешенные решения, делать это быстрее и более обоснованно.
Такие способности геоинформационных систем важны для любой сферы деятельности. Именно поэтому во всем мире предоставляемые ГИС-инструменты визуализации, управления данными и пространственного анализа эффективно используются для решения столь разнообразных задач, как, например:
-
управление активами и данными: интеграция систем, территориальное и сервисное управление, управление филиалами и клиентской базой;
-
планирование и анализ: прогноз и оценка рисков;
-
бизнес-процессы: диспетчерские службы, сбор данных, мониторинг, инспектирование, построение маршрутов;
-
ситуационные центры: поддержка принятия решений, открытый доступ к информации.
Сегодня ГИС с успехом используют в госуправлении, структурах МЧС, управлении городским хозяйством, природопользовании. Есть даже отрасли, где без ГИС практически невозможны целые направления основной деятельности предприятий. Так, нефтяные компании применяют эти технологии при разведке месторождений, планировании и проведении бурения, при обслуживании трубопроводов, в природоохранной деятельности, управлении транспортом и др.
В качестве примера, как ГИС преобразует бизнес, приведем отраслевой кластер, где объединены компании, участвующие в разработке нефтяных месторождений на норвежском шельфе. Между этими компаниями существует разделение труда — одни участники кластера занимаются эксплуатацией буровых платформ, другие разрабатывают для них оптимальные схемы бурения скважин, третьи — контролируют сейсмическую активность. Постоянный оперативный обмен различной геоинформацией внутри кластера позволил так изменить организацию работ, что, перестроив технологические процессы, повысив их оперативность и наладив обратные связи, удалось на десять лет продлить эксплуатацию некоторых скважин, причем без привлечения инвестиций в замену оборудования.
Не меньшее влияние ГИС-технологии оказывают и на сферу обслуживания и сетевые торговые предприятия. В США, например, десять из десяти крупнейших ретейлеров используют их. И при этом полностью скрывают сведения о характере решаемых задач, считая даже саму эту информацию (не говоря уже о прямом эффекте ГИС на бизнес-процессы!) большим конкурентным преимуществом. Впрочем, понять, насколько полезным может быть применение ГИС в ретейле, можно и без их помощи. Наряду с общим для любых сфер деятельности влиянием ГИС на эффективность управленческой деятельности в розничной торговле такие решения подсказывают, где открывать торговые точки, как оптимизировать логистику и доставку товаров потребителю.
ГИС в ретейле — выбор местоположения
Выбор местоположения — одно из важных решений для фирм, занимающихся розничной торговлей, банковским делом, риелторской деятельностью.
Удачное местоположение определяется тремя группами факторов: управление, инфраструктура, окружающая среда (рисунок «Факторы удачного местоположения»). Учет каждого из них важен для достижения успешных результатов, а их недооценка может привести к серьезным потерям бизнеса.
К факторам управления в основном относится внутренняя организация работы торговых точек. Это управление магазином, служба работы с клиентами, ассортимент товаров, чистота, атмосфера, планировка.
Инфраструктура включает элементы, связанные с уникальной планировкой здания и окружающих его объектов, например, парковку, указатели и вывески, торговую площадь, ландшафтную архитектуру.
Факторы окружающей среды — потребительский спрос, транспортная загрузка, образующие трафик предприятия (торговые центры, больницы, аэропорты, стадионы), демография населения.
Все многообразие существующих факторов и способов для выбора места (от полевых исследований до сложных методов моделирования размещения торговых точек) можно учесть средствами ГИС. Причем расчеты повторять многократно — при любом изменении мест скопления и потоков потенциальных клиентов, при открытии торговых и бизнес-центров, строительстве дорог или при появлении конкурентов.
Задача коммивояжера
Организация логистики и выбор местоположения торговой точки являются разновидностями одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации — классической задачи коммивояжера (разъездной сбытовой посредник, торговец). Она заключается в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные города хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город. В условиях задаются критерий выгодности маршрута (кратчайший, самый дешевый, совокупный критерий и т.п.) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости и т.п. А компьютер находит наилучшие траектории и графики движения транспорта, переход на которые позволяет снизить потребление топлива, развозить больше товаров без привлечения дополнительного транспорта, делать это быстрее. А это уже деньги, причем немалые.
Алгоритм решения задачи коммивояжера известен, но еще в недалеком прошлом возможности его применения в реальной жизни ограничивала дороговизна вычислительных ресурсов. Скажем, лет 15 назад необходимая для таких расчетов рабочая станция стоила 20 000 долл. и более, а ведь это только «железо»! С того времени единица вычислительной мощности подешевела примерно в 10 000 раз. Современные же ГИС позволяют проводить расчеты буквально в режиме реального времени, подсказывая оптимальные решения, несмотря на постоянно меняющуюся ситуацию в городе.
А где же карты?
Важнейший базовый элемент ГИС — ее картографическая основа, обеспечивающая не только наглядное и интуитивно понятное отображение пространственных данных, но и пространственную связность всех элементов информации. Карта служит подложкой, на которую накладываются бизнес-данные: объемы продаж, местоположение территориальных единиц и транспорта предприятия; транспортные и пассажиропотоки; размещение жилых микрорайонов, торговых и бизнес-центров и проч. На первый взгляд может показаться, что это мало отличается от известных геоинформационных сервисов для потребителя (Google, Yandex, OpenStreetMap, WikiMapia и др.). Конечно, здесь можно найти улицу или музей, опубликовать фотографию, распечатать схему проезда. Это очень удобно. Однако настоящая ГИС идет гораздо дальше.
По существу, качественные актуальные карты в «понятной» для современной ГИС форме — это важный элемент инфраструктуры, способствующий развитию бизнеса в конкретном регионе и в стране в целом. На ее основе гораздо легче разрабатывать сценарии развития. На Западе такая инфраструктура была создана лет 30 назад. Причем очень большой объем информации доступен бесплатно — в виде веб-сервисов. К сожалению, в России ситуация гораздо хуже. До недавнего времени доступных и бесплатных карт, на которые предприятия могли бы накладывать собственную информацию, просто не было. Ситуация кардинально изменилась, когда Росреестр запустил портал госуслуг, сделав общедоступными и карты для всей территории страны, и дополнительную информацию о кадастровых участках, ценную для многих категорий потребителей.
Однако это можно считать лишь первым, хотя и принципиально важным шагом. Для полномасштабного раскрытия потенциала ГИС-технологий не хватает, например, единого для всей страны навигационного графа и единого адресного реестра. Значит, для произвольных населенных пунктов нельзя понять, существует ли между ними автомобильный маршрут. А для большей части территории страны нельзя создать сервис, вычисляющий географические координаты объекта по его почтовому адресу. Без этого буксуют многие оптимизационные задачи в сфере транспорта и обслуживания населения.
Рынок меняет ГИС
ГИС-технологии универсальны. Для создания ГИС любого назначения используются одни и те же технологии и программные продукты (ПП), отвечающие за создание, управление, анализ и визуальное представление пространственных данных. Однако в каждом проекте они «смешиваются» в разных сочетаниях, обеспечивая конкретному предприятию решение его задач по оптимизации затрат. Реализация проекта предполагает хорошее знание особенностей предприятия и сферы его бизнеса, доскональное изучение продуктовых линеек, умение правильно установить и настроить софт, вписать его в информационную систему и интегрировать с ее различными элементами. Кроме того, надо создать документацию и обучить пользователей и специалистов, которые будут поддерживать работу системы.
В смете расходов весь этот интеллектуальный вклад, превращающий набор «железа» и софта в работающее решение, обычно относят к проектным работам, доля которых в обороте фирмы достигает 20—40%.
Интересны еще две статьи этой сметы, раздельно учитывающие настольные и серверные ПП. С помощью настольных ГИС профессионалы в этой области создают, редактируют и проводят анализ географической информации, выявляют взаимосвязи и тенденции, которые крайне сложно отследить в исходных табличных данных и строить модели, описывающие реальные процессы или прогнозирующие развитие ситуации. Серверные элементы ГИС предназначены для другого. Они формируют на предприятии инфраструктуру для работы с пространственными данными (управление специальными хранилищами карт и геоинформации, их публикации в Сети, интеграция с обычными бизнес-приложениями и БД, работа мобильных пользователей и многое другое). Потребность в серверных ПП резко возрастает по мере того, как с ГИС начинают напрямую работать представители бизнес-подразделений, а сама ГИС из специализированного «нишевого» решения переходит в ранг критически важных инфраструктурных элементов предприятия.
Увеличение доли бизнес-пользователей по отношению к профессионалам — общемировая тенденция. С помощью функций ГИС, интегрированных в бизнес-приложения, пользователи решают свои повседневные задачи: планируют маркетинговые компании, контролируют сбыт, проводят регламентные работы и ремонт технологического оборудования, управляют недвижимостью и земельными участками предприятия и проч.
Несколько лет назад эта тенденция захватила и российский рынок ГИС, что четко проявилось в изменении структуры потребления продуктов и услуг. Покажем это на примере нашей компании. В кризисный 2009 г. продажи упали почти на 30%, а в 2010 г. выросли на 58%. Рост в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 12%.
При этом произошло перераспределение спроса от настольных продуктов (доля продаж упала с 33 до 27%) в пользу серверных продуктов (с 18 до 23%). А доля проектных работ в общем объеме продаж выросла с 10 до 29% (см. таблицу).
Изменение спроса говорит о том, что предприятия перешли к созданию инфраструктуры и приложений, с которыми работает не узкий круг специалистов по ГИС, а пользователи из бизнес-подразделений, маркетинга и т.п.
Облачная революция
Традиционная форма ГИС, когда предприятие развертывает все ее элементы (картографическую информацию, серверное и настольное ПО) внутри своей информационной системы, отвечает господствующей парадигме внедрения информационных технологий на крупных предприятиях. Однако за полный контроль над ситуацией приходится платить и платить дорого. Нужно не только приобрести и настроить ПО и «картографические подложки» для своих данных, но и создать техническую инфраструктуру, запустить процессы поддержки работающей системы, своевременно проводить ее обслуживание и обновление. При этом есть риск ошибиться с выбором мощности этой инфраструктуры и внедряемых функций ГИС. А исправление любой такой ошибки выливается в новые затраты. Естественно, эта схема сильно ограничивает доступность ГИС, перекрывая малому и среднему бизнесу доступ к ним. Еще недавно ситуация была тупиковой, но теперь есть альтернатива: ГИС как облачный сервис.
Карты, космические и аэрофотоснимки, всевозможная полезная для бизнеса информация и даже математические модели для ее обработки становятся доступны любому предприятию через Интернет в виде стандартных геоинформационных веб-сервисов. Так, на американском портале ArcGIS online можно найти тысячи бесплатных и коммерческих сервисов, а Росреестр через свой портал предоставляет бесплатный доступ к электронным картам территории России и кадастровой информации.
Все это и многое другое можно брать и использовать в бизнесе, вообще не создавая какую-либо инфраструктуру. Все, что нужно, — это браузер и хорошее подключение к Интернету. Облачные сервисы доступны постоянно, они обладают такими важными качествами, как практически безграничная масштабируемость, простота подключения и отключения конкретных информационных массивов, а для коммерческих сервисов — возможность платить только за использованные ресурсы. Более того, в облако можно переносить и свои данные, ограничивая доступ к ним, если это необходимо. Из веб-сервисов, как из кубиков, можно очень быстро скомпоновать нужное специализированное бизнес-приложение, причем никакой особой квалификации для этого не нужно. Можно, например, взять карту нужного района, наложить на нее схему дорог и транспорта, места скопления потребителей, размещение своих и конкурирующих торговых точек. И нанести на полученный «пирог» данные о продажах. Важно, что работать с таким приложением можно не только на обычных компьютерах или ноутбуках, но и на мобильных устройствах, скажем, на планшетах iPad.
Преимущества новой сервисно-ориентированной облачной парадигмы — отсутствие задержек и неконтролируемых расходов на внедрение, риска неверно выбранной конфигурации оборудования и ПО — настолько очевидны и весомы, что ее начали использовать и крупные организации (обычно в сочетании с классической схемой развертывания ГИС). Но подлинной революцией облачная ГИС стала для средних и малых предприятий, которые впервые получили доступ к технологиям, дающим огромные конкурентные преимущества.
Динамика продаж ГИС-технологий
|
Структура оборота, % |
Темпы роста
| |
2009 |
2010 | ||
Продажа лицензий настольных продуктов |
33 |
27 |
1,15 |
Серверные продукты |
18 |
23 |
1,93 |
Проектные работы |
10 |
29 |
3,5 |
ПО других разработчиков |
39 |
21 | |
Объемы продаж, всего |
100 |
100 |
1,58 |
Бизнес-кейсы
1 |
Корпоративная ГИС в энергетике ГИС ОАО МОЭСК (Московская областная электроэнергетическая сетевая компания). В 2009 г. было принято решение об активном внедрении и использовании современных информационных технологий для повышения производительности работы, контроля и учета хозяйственных объектов, оперативности выполнения производственных функций. Для внедрения были выбраны системы финансового учета 1С, электронной паспортизации объектов распределительной электросети и ГИС-технологии. Предполагалось одновременное внедрение систем с учетом необходимости их взаимодействия при использовании данных. На первом этапе собрали все информационные ресурсы в центре на едином корпоративном сервере — с возможностью организации региональных узлов. Предполагалось обеспечение функции публичного доступа к информационному ресурсу. Определив необходимые функции ГИС, выбрали программную платформу (ArcGIS) с набором элементов серверной и клиентской составляющих для формирования корпоративной ГИС. Использование системы в производственной деятельности связано с аналитическими возможностями ГИС. Например, задача расчета возможности присоединения новых пользователей к существующей сети значительно сократила время поиска вариантов. Другой пример — анализ изношенности подстанций в сравнении с графиками планирования ремонтных работ. Хранение данных по системам: техническую информацию по производственным объектам хранить в системе электронной паспортизации, а сведения о пользователях — поддерживать в системе 1С. За ГИС сохранится интеграционная функция консолидации, представления и анализа производственной информации компании в едином ресурсе. Сформировано ГИС-подразделение, обучены специалисты, получены первые результаты, формируются планы на масштабное использование уникальных возможностей ГИС-технологий сотрудниками компании: разработка различных альтернативных сценариев и подготовка отчетов и документации, сопровождаемых детальными картографическими материалами. |
2 |
ГИС в производственном процессе научного центра ТНК-BP Разработка и внедрение ГИС были нацелены на перекрытие узких мест при работе в общем информационном поле корпорации. При опросе различных групп пользователей в числе ожидаемых результатов от работы в среде ГИС выделили общие требования к системе и информационным ресурсам. Важнейшие из них:
Инструментальные возможности ГИС позволили организовать эффективное хранение данных различных типов, обеспечить их использование в разных системах и проектах в режиме многопользовательского и автономного доступа. Также была создана ГИС-среда для ввода, просмотра и корректировки различных информационных ресурсов. Это требование было выполнено с помощью такого функционала ГИС, как использование конвертеров для чтения и преобразования разнородных форматов. Режим оцифровки позволил переводить растровые изображения в векторные объекты. Качество данных, их достоверность и актуальность обеспечиваются согласованием баз данных разного ПО (технологии обработки данных) с пространственной базой геоданных в рамках единого централизованного ресурса. Дополнительным гарантом качества информации служит визуальная оценка и проверка положения объектов в координатном пространстве. |
3 |
Оптимизация транспортных потоков средствами ГИС-систем на предприятии мелкооптовой торговли Оптимизация маршрутов движения при доставке товаров по городу на кондитерском предприятии (ООО «Волжский бисквит») позволило:
Внедрили систему управления транспортом на базе ГИС. На основе анализа дорожной сети построили электронно-транспортную карту города в формате шейп-файла, разместили на ней торговые точки и смоделировали оптимальные маршруты доставки товаров. Результаты: время доставки сократили на 15 мин., а длину маршрута в среднем на 2,67 км за счет сокращения времени простоя машин в очереди на разгрузку и посещения большего количества торговых точек города. Экономия расходов на ГСМ составила около 7% по сравнению с обычным периодом. Снижение пробега — не менее 9%, что привело к сокращению затрат на топливо и расходов на обслуживание транспорта за счет увеличения межсервисных интервалов, а также к снижению его износа. Диспетчеризация транспорта, ежеминутный контроль за работой транспортных средств позволили ликвидировать левые рейсы, сократить холостые пробеги, оптимизировать маршруты движения транспорта, перевозок. Внедрение системы позволило эффективно организовать бизнес-процессы — отказаться от привлечения дополнительных сотрудников и разгрузить имеющихся при существенном повышении качества их труда и оперативности подготавливаемых данных, значительно уменьшить количество телефонных переговоров с водителями. |
4 |
ГИС-технологии в бизнес-процессах аптечной сети компании 36,6 Пришли к ГИС от табличного анализа решения различных задач и использовали его в рабочем процессе аптечной сети как инструмент аналитики для своевременного определения нужд потребителей. Путь был непростым. От создания серии электронных карт аптечной сети для визуальной оценки размещения аптек в городе и анализа конкурентной среды перешли к мониторингу территориального распределения своих покупателей. Одновременное отображение нескольких характеристик территории позволило на основе многофакторного анализа определить экономически выгодные факторы размещения новых предприятий торговли и обслуживания, выявить зоны влияния, доступности и проч. Оперативно и наглядно оценивать конкурентную ситуацию по территориям по нескольким показателям и сравнивать экономическую эффективность аптек (доля активных пользователей КПП, их удовлетворенность товарами и услугами, прибыль, ассортимент аптек) стало возможным с помощью статистики и построения графиков и диаграмм. В перспективе — решение логистических задач, связанных с домашней доставкой медикаментов. Опыт показывает, что при достижении критической массы клиентов, пользующихся такой услугой, применение ГИС становится необходимым. |