ГИС меняет бизнес, бизнес меняет ГИС

| статьи | печать

Современные информационные технологии для бизнеса — реальный шанс снизить затраты, повысить производительность труда, стать мобильным, видеть перспективы, быстро принимать обоснованные решения. Основной потенциал снижения затрат — эффективная организация логистики снабжения и сбыта, позволяющая снизить от 30 до 40% затрат. Решить эту проблему сегодня позволяют ГИС-технологии. Что они собой представляют, в чем их особенности, какие задачи помогают решать и какой дают эффект — об этом пойдет речь.

С технической точки зрения, ГИС (геоинформационная система) — это комплекс программного обеспечения и аппаратных средств, отвечающих за накопление, хранение и визуализацию на картах любой имеющейся у предприятия пространственной информации, выявление отношений между объектами, моделирование разворачивающихся в пространстве процессов и явлений. Нанесение на карту исходных данных и результатов их анализа, возможность легко добавлять и убирать тематические слои, менять масштаб и детализацию информационной картины; применение интерактивных карт и возможность увидеть развитие интересующего процесса в пространстве и во времени — все это позволяет осмыслить огромный объем информации, увидеть и понять, как объекты и явления взаимодействуют друг с другом. А значит, принимать наиболее взвешенные решения, делать это быстрее и более обоснованно.

Такие способности геоинформационных систем важны для любой сферы деятельности. Именно поэтому во всем мире предоставляемые ГИС-инструменты визуализации, управления данными и пространственного анализа эффективно используются для решения столь разнообразных задач, как, например:

  • управление активами и данными: интеграция систем, территориальное и сервисное управление, управление филиалами и клиентской базой;
  • планирование и анализ: прогноз и оценка рисков;
  • бизнес-процессы: диспетчерские службы, сбор данных, мониторинг, инспектирование, построение маршрутов;
  • ситуационные центры: поддержка принятия решений, открытый доступ к информации.


Сегодня ГИС с успехом используют в госуправлении, структурах МЧС, управлении городским хозяйством, природопользовании. Есть даже отрасли, где без ГИС практически невозможны целые направления основной деятельности предприятий. Так, нефтяные компании применяют эти технологии при разведке месторождений, планировании и проведении бурения, при обслуживании трубопроводов, в природоохранной деятельности, управлении транспортом и др.

В качестве примера, как ГИС преобразует бизнес, приведем отраслевой кластер, где объединены компании, участвующие в разработке нефтяных месторождений на норвежском шельфе. Между этими компаниями существует разделение труда — одни участники кластера занимаются эксплуатацией буровых платформ, другие разрабатывают для них оптимальные схемы бурения скважин, третьи — контролируют сейсмическую активность. Постоянный оперативный обмен различной геоинформацией внутри кластера позволил так изменить организацию работ, что, перестроив технологические процессы, повысив их оперативность и наладив обратные связи, удалось на десять лет продлить эксплуатацию некоторых скважин, причем без привлечения инвестиций в замену оборудования.

Не меньшее влияние ГИС-технологии оказывают и на сферу обслуживания и сетевые торговые предприятия. В США, например, десять из десяти крупнейших ретейлеров используют их. И при этом полностью скрывают сведения о характере решаемых задач, считая даже саму эту информацию (не говоря уже о прямом эффекте ГИС на бизнес-процессы!) большим конкурентным преимуществом. Впрочем, понять, насколько полезным может быть применение ГИС в ретейле, можно и без их помощи. Наряду с общим для любых сфер деятельности влиянием ГИС на эффективность управленческой деятельности в розничной торговле такие решения подсказывают, где открывать торговые точки, как оптимизировать логистику и доставку товаров потребителю.

ГИС в ретейле — выбор местоположения

Выбор местоположения — одно из важных решений для фирм, занимающихся розничной торговлей, банковским делом, риелторской деятельностью.

Удачное местоположение определяется тремя группами факторов: управление, инфраструктура, окружающая среда (рисунок «Факторы удачного местоположения»). Учет каждого из них важен для достижения успешных результатов, а их недооценка может привести к серьезным потерям бизнеса.

К факторам управления в основном относится внутренняя организация работы торговых точек. Это управление магазином, служба работы с клиентами, ассортимент товаров, чистота, атмосфера, планировка.

Инфраструктура включает элементы, связанные с уникальной планировкой здания и окружающих его объектов, например, парковку, указатели и вывески, торговую площадь, ландшафтную архитектуру.

Факторы окружающей среды — потребительский спрос, транспортная загрузка, образующие трафик предприятия (торговые центры, больницы, аэропорты, стадионы), демография населения.

Все многообразие существующих факторов и способов для выбора места (от полевых исследований до сложных методов моделирования размещения торговых точек) можно учесть средствами ГИС. Причем расчеты повторять многократно — при любом изменении мест скопления и потоков потенциальных клиентов, при открытии торговых и бизнес-центров, строительстве дорог или при появлении конкурентов.

Задача коммивояжера

Организация логистики и выбор местоположения торговой точки являются разновидностями одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации — классической задачи коммивояжера (разъездной сбытовой посредник, торговец). Она заключается в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные города хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город. В условиях задаются критерий выгодности маршрута (кратчайший, самый дешевый, совокупный критерий и т.п.) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости и т.п. А компьютер находит наилучшие траектории и графики движения транспорта, переход на которые позволяет снизить потребление топлива, развозить больше товаров без привлечения дополнительного транспорта, делать это быстрее. А это уже деньги, причем немалые.

Алгоритм решения задачи коммивояжера известен, но еще в недалеком прошлом возможности его применения в реальной жизни ограничивала дороговизна вычислительных ресурсов. Скажем, лет 15 назад необходимая для таких расчетов рабочая станция стоила 20 000 долл. и более, а ведь это только «железо»! С того времени единица вычислительной мощности подешевела примерно в 10 000 раз. Современные же ГИС позволяют проводить расчеты буквально в режиме реального времени, подсказывая оптимальные решения, несмотря на постоянно меняющуюся ситуацию в городе.

А где же карты?

Важнейший базовый элемент ГИС — ее картографическая основа, обеспечивающая не только наглядное и интуитивно понятное отображение пространственных данных, но и пространственную связность всех элементов информации. Карта служит подложкой, на которую накладываются бизнес-данные: объемы продаж, местоположение территориальных единиц и транспорта предприятия; транспортные и пассажиропотоки; размещение жилых микрорайонов, торговых и бизнес-центров и проч. На первый взгляд может показаться, что это мало отличается от известных геоинформационных сервисов для потребителя (Google, Yandex, OpenStreetMap, WikiMapia и др.). Конечно, здесь можно найти улицу или музей, опубликовать фотографию, распечатать схему проезда. Это очень удобно. Однако настоящая ГИС идет гораздо дальше.

По существу, качественные актуальные карты в «понятной» для современной ГИС форме — это важный элемент инфраструктуры, способствующий развитию бизнеса в конкретном регионе и в стране в целом. На ее основе гораздо легче разрабатывать сценарии развития. На Западе такая инфраструктура была создана лет 30 назад. Причем очень большой объем информации доступен бесплатно — в виде веб-сервисов. К сожалению, в России ситуация гораздо хуже. До недавнего времени доступных и бесплатных карт, на которые предприятия могли бы накладывать собственную информацию, просто не было. Ситуация кардинально изменилась, когда Росреестр запустил портал госуслуг, сделав общедоступными и карты для всей территории страны, и дополнительную информацию о кадастровых участках, ценную для многих категорий потребителей.

Однако это можно считать лишь первым, хотя и принципиально важным шагом. Для полномасштабного раскрытия потенциала ГИС-технологий не хватает, например, единого для всей страны навигационного графа и единого адресного реестра. Значит, для произвольных населенных пунктов нельзя понять, существует ли между ними автомобильный маршрут. А для большей части территории страны нельзя создать сервис, вычисляющий географические координаты объекта по его почтовому адресу. Без этого буксуют многие оптимизационные задачи в сфере транспорта и обслуживания населения.

Рынок меняет ГИС

ГИС-технологии универсальны. Для создания ГИС любого назначения используются одни и те же технологии и программные продукты (ПП), отвечающие за создание, управление, анализ и визуальное представление пространственных данных. Однако в каждом проекте они «смешиваются» в разных сочетаниях, обеспечивая конкретному предприятию решение его задач по оптимизации затрат. Реализация проекта предполагает хорошее знание особенностей предприятия и сферы его бизнеса, доскональное изучение продуктовых линеек, умение правильно установить и настроить софт, вписать его в информационную систему и интегрировать с ее различными элементами. Кроме того, надо создать документацию и обучить пользователей и специалистов, которые будут поддерживать работу системы.

В смете расходов весь этот интеллектуальный вклад, превращающий набор «железа» и софта в работающее решение, обычно относят к проектным работам, доля которых в обороте фирмы достигает 20—40%.

Интересны еще две статьи этой сметы, раздельно учитывающие настольные и серверные ПП. С помощью настольных ГИС профессионалы в этой области создают, редактируют и проводят анализ географической информации, выявляют взаимосвязи и тенденции, которые крайне сложно отследить в исходных табличных данных и строить модели, описывающие реальные процессы или прогнозирующие развитие ситуации. Серверные элементы ГИС предназначены для другого. Они формируют на предприятии инфраструктуру для работы с пространственными данными (управление специальными хранилищами карт и геоинформации, их публикации в Сети, интеграция с обычными бизнес-приложениями и БД, работа мобильных пользователей и многое другое). Потребность в серверных ПП резко возрастает по мере того, как с ГИС начинают напрямую работать представители бизнес-подразделений, а сама ГИС из специализированного «нишевого» решения переходит в ранг критически важных инфраструктурных элементов предприятия.

Увеличение доли бизнес-пользователей по отношению к профессионалам — общемировая тенденция. С помощью функций ГИС, интегрированных в бизнес-приложения, пользователи решают свои повседневные задачи: планируют маркетинговые компании, контролируют сбыт, проводят регламентные работы и ремонт технологического оборудования, управляют недвижимостью и земельными участками предприятия и проч.

Несколько лет назад эта тенденция захватила и российский рынок ГИС, что четко проявилось в изменении структуры потребления продуктов и услуг. Покажем это на примере нашей компании. В кризисный 2009 г. продажи упали почти на 30%, а в 2010 г. выросли на 58%. Рост в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 12%.

При этом произошло перераспределение спроса от настольных продуктов (доля продаж упала с 33 до 27%) в пользу серверных продуктов (с 18 до 23%). А доля проектных работ в общем объеме продаж выросла с 10 до 29% (см. таблицу).

Изменение спроса говорит о том, что предприятия перешли к созданию инфраструктуры и приложений, с которыми работает не узкий круг специалистов по ГИС, а пользователи из бизнес-подразделений, маркетинга и т.п.

Облачная революция

Традиционная форма ГИС, когда предприятие развертывает все ее элементы (картографическую информацию, серверное и настольное ПО) внутри своей информационной системы, отвечает господствующей парадигме внедрения информационных технологий на крупных предприятиях. Однако за полный контроль над ситуацией приходится платить и платить дорого. Нужно не только приобрести и настроить ПО и «картографические подложки» для своих данных, но и создать техническую инфраструктуру, запустить процессы поддержки работающей системы, своевременно проводить ее обслуживание и обновление. При этом есть риск ошибиться с выбором мощности этой инфраструктуры и внедряемых функций ГИС. А исправление любой такой ошибки выливается в новые затраты. Естественно, эта схема сильно ограничивает доступность ГИС, перекрывая малому и среднему бизнесу доступ к ним. Еще недавно ситуация была тупиковой, но теперь есть альтернатива: ГИС как облачный сервис.

Карты, космические и аэрофотоснимки, всевозможная полезная для бизнеса информация и даже математические модели для ее обработки становятся доступны любому предприятию через Интернет в виде стандартных геоинформационных веб-сервисов. Так, на американском портале ArcGIS online можно найти тысячи бесплатных и коммерческих сервисов, а Росреестр через свой портал предоставляет бесплатный доступ к электронным картам территории России и кадастровой информации.

Все это и многое другое можно брать и использовать в бизнесе, вообще не создавая какую-либо инфраструктуру. Все, что нужно, — это браузер и хорошее подключение к Интернету. Облачные сервисы доступны постоянно, они обладают такими важными качествами, как практически безграничная масштабируемость, простота подключения и отключения конкретных информационных массивов, а для коммерческих сервисов — возможность платить только за использованные ресурсы. Более того, в облако можно переносить и свои данные, ограничивая доступ к ним, если это необходимо. Из веб-сервисов, как из кубиков, можно очень быстро скомпоновать нужное специализированное бизнес-приложение, причем никакой особой квалификации для этого не нужно. Можно, например, взять карту нужного района, наложить на нее схему дорог и транспорта, места скопления потребителей, размещение своих и конкурирующих торговых точек. И нанести на полученный «пирог» данные о продажах. Важно, что работать с таким приложением можно не только на обычных компьютерах или ноутбуках, но и на мобильных устройствах, скажем, на планшетах iPad.

Преимущества новой сервисно-ориентированной облачной парадигмы — отсутствие задержек и неконтролируемых расходов на внедрение, риска неверно выбранной конфигурации оборудования и ПО — настолько очевидны и весомы, что ее начали использовать и крупные организации (обычно в сочетании с классической схемой развертывания ГИС). Но подлинной революцией облачная ГИС стала для средних и малых предприятий, которые впервые получили доступ к технологиям, дающим огромные конкурентные преимущества.

Динамика продаж ГИС-технологий

Структура оборота, %

Темпы роста
2010/2009

2009

2010

Продажа лицензий настольных продуктов

33

27

1,15

Серверные продукты

18

23

1,93

Проектные работы

10

29

3,5

ПО других разработчиков

39

21

Объемы продаж, всего

100

100

1,58

Бизнес-кейсы

1

Корпоративная ГИС в энергетике

ГИС ОАО МОЭСК (Московская областная электро­энергетическая сетевая компания). В 2009 г. было принято решение об активном внедрении и использовании современных информационных технологий для повышения производительности работы, контроля и учета хозяйственных объектов, оперативности выполнения производственных функций. Для внедрения были выбраны системы финансового учета 1С, электронной паспортизации объектов распределительной электросети и ГИС-технологии. Предполагалось одновременное внедрение систем с учетом необходимости их взаимодействия при использовании данных.

На первом этапе собрали все информационные ресурсы в центре на едином корпоративном сервере — с возможностью организации регио­нальных узлов. Предполагалось обеспечение функции публичного доступа к информационному ресурсу.

Определив необходимые функции ГИС, выбрали программную платформу (ArcGIS) с набором элементов серверной и клиентской составляющих для формирования корпоративной ГИС.

Использование системы в производственной деятельности связано с аналитическими возможностями ГИС. Например, задача расчета возможности присоединения новых пользователей к существующей сети значительно сократила время поиска вариантов. Другой пример — анализ изношенности подстанций в сравнении с графиками планирования ремонтных работ.

Хранение данных по системам: техническую информацию по производственным объектам хранить в системе электронной паспортизации, а сведения о пользователях — поддерживать в системе 1С. За ГИС сохранится интеграционная функция консолидации, представления и анализа производственной информации компании в едином ресурсе.

Сформировано ГИС-подразделение, обучены специалисты, получены первые результаты, формируются планы на масштабное использование уникальных возможностей ГИС-технологий сотрудниками компании: разработка различных альтернативных сценариев и подготовка отчетов и документации, сопровождаемых детальными картографическими материалами.

2

ГИС в производственном процессе научного центра ТНК-BP

Разработка и внедрение ГИС были нацелены на перекрытие узких мест при работе в общем информационном поле корпорации.

При опросе различных групп пользователей в числе ожидаемых результатов от работы в среде ГИС выделили общие требования к системе и информационным ресурсам. Важнейшие из них:

  • структурированность данных, организация хранения и доступа к ним, поскольку половина рабочего времени специалиста уходила на поиск и верификацию информации;
  • полнота данных с учетом всего исторически сложившегося материала;
  • качество данных, их достоверность и актуальность.

Инструментальные возможности ГИС позволили организовать эффективное хранение данных различных типов, обеспечить их использование в разных системах и проектах в режиме многопользовательского и автономного доступа.

Также была создана ГИС-среда для ввода, просмотра и корректировки различных информационных ресурсов. Это требование было выполнено с помощью такого функционала ГИС, как использование конвертеров для чтения и преобразования разнородных форматов. Режим оцифровки позволил переводить растровые изображения в векторные объекты.

Качество данных, их достоверность и актуальность обеспечиваются согласованием баз данных разного ПО (технологии обработки данных) с пространственной базой геоданных в рамках единого централизованного ресурса. Дополнительным гарантом качества информации служит визуальная оценка и проверка положения объектов в координатном пространстве.

3

Оптимизация транспортных потоков средствами ГИС-систем на предприятии мелкооптовой торговли

Оптимизация маршрутов движения при доставке товаров по городу на кондитерском предприятии (ООО «Волжский бисквит») позволило:

  • гарантировать своевременную доставку товара заказчику;
  • снизить расходы топлива;
  • обеспечить рациональное использование ресурсов автопарка.

Внедрили систему управления транспортом на базе ГИС. На основе анализа дорожной сети построили электронно-транспортную карту города в формате шейп-файла, разместили на ней торговые точки и смоделировали оптимальные маршруты доставки товаров.

Результаты: время доставки сократили на 15 мин., а длину маршрута в среднем на 2,67 км за счет сокращения времени простоя машин в очереди на разгрузку и посещения большего количества торговых точек города.

Экономия расходов на ГСМ составила около 7% по сравнению с обычным периодом.

Снижение пробега — не менее 9%, что привело к сокращению затрат на топливо и расходов на обслуживание транспорта за счет увеличения межсервисных интервалов, а также к снижению его износа.

Диспетчеризация транспорта, ежеминутный контроль за работой транспортных средств позволили ликвидировать левые рейсы, сократить холостые пробеги, оптимизировать маршруты движения транспорта, перевозок.

Внедрение системы позволило эффективно организовать бизнес-процессы — отказаться от привлечения дополнительных сотрудников и разгрузить имеющихся при существенном повышении качества их труда и оперативности подготавливаемых данных, значительно уменьшить количество телефонных переговоров с водителями.

4

ГИС-технологии в бизнес-процессах аптечной сети компании 36,6

Пришли к ГИС от табличного анализа решения различных задач и использовали его в рабочем процессе аптечной сети как инструмент аналитики для своевременного определения нужд потребителей.

Путь был непростым. От создания серии электронных карт аптечной сети для визуальной оценки размещения аптек в городе и анализа конкурентной среды перешли к мониторингу территориального распределения своих покупателей.

Одновременное отображение нескольких характеристик территории позволило на основе многофакторного анализа определить экономически выгодные факторы размещения новых предприятий торговли и обслуживания, вы­явить зоны влияния, доступности и проч.

Оперативно и наглядно оценивать конкурентную ситуацию по территориям по нескольким показателям и сравнивать экономическую эффективность аптек (доля активных пользователей КПП, их удовлетворенность товарами и услугами, прибыль, ассортимент аптек) стало возможным с помощью статистики и построения графиков и диаграмм.

В перспективе — решение логистических задач, связанных с домашней доставкой медикаментов. Опыт показывает, что при достижении критической массы клиентов, пользующихся такой услугой, применение ГИС становится необходимым.