Услуги по экспорту: новые правила для нулевой ставки НДС

| статьи | печать

Для компаний, которые оказывают услуги или выполняют работы, связанные с экспортом товаров, в этом году произошли изменения в отношении обложения таких операций НДС. Как правильно учесть нововведения при сдаче деклараций за I квартал 2011 г.?

Размытость формулировок порождала споры

До этого года в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ было сказано, что нулевая налоговая ставка применяется при реализации работ или услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. В этой же норме Кодекса был дан приблизительный перечень операций. Это:

  • работы или услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые российскими организациями или предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы или услуги;
  • работы или услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.


Мягко говоря, формулировка была достаточно расплывчатой и порождала многочисленные споры. Было абсолютно непонятно, какие «иные подобные работы или услуги» можно отнести к операциям, по которым применяется нулевая ставка.

Иногда получалось так, что налогоплательщики, выполняющие работы или услуги, связанные с экспортом, фактически не могли использовать ни ставку в размере 0%, ни ставку в размере 18%. Иначе говоря, вообще «зависали в воздухе». Характерным примером такой ситуации является Определение КС РФ от 05.02.2009 № 367-О-О. Из-за размытых формулировок подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ компания не смогла обосновать возможность применения нулевой ставки НДС. Но ставку в размере 18% организация не могла использовать. Ведь, как указали судьи, налоговая ставка, в том числе нулевая, является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может применять ее произвольно или вообще отказаться от применения налоговой ставки.

В вышеназванном Определении КС РФ судьи отметили, что налогоплательщик фактически требует установить в законе закрытый перечень работ и услуг, сопутствующих экспортным операциям. А это нарушит права других налогоплательщиков. Поэтому наличие в ст. 164 НК РФ открытого перечня услуг является абсолютно оправданным.

Перечень стал закрытым

Между тем после внесения Федеральным законом от 27.11.2010 № 309-ФЗ изменений в ст. 164 НК РФ произошло все с точностью до наоборот. Несмотря на выводы, сделанные Конституционным судом, законодатели ввели закрытый перечень услуг и работ, связанных с экспортными операциями. В пункт 1 ст. 164 НК РФ были добавлены подп. 2.1—2.8, где перечислены конкретные виды работ и услуг, подпадающих под налогообложение по налоговой ставке 0%. В этот перечень включены:

  • услуги по международной перевозке товаров;
  • работы (услуги), выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ;
  • услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по ней электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств;
  • работы (услуги), выполняемые российскими организациями в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ;
  • работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров, оказываемые российскими организациями или предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом или контейнерами на праве собственности или аренды, для осуществления перевозки или транспортировки экспортируемых товаров;
  • работы (услуги), выполняемые организациями внутреннего водного транспорта в отношении товаров, вывозимых на экспорт, при перевозке товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда и т.п.

Льготу нужно подтвердить

Налогообложение по нулевой ставке возможно лишь в том случае, если организация представит в налоговую инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения льготы. Они перечислены в новых п. 3.1—3.8 ст. 165 НК РФ, причем для каждого конкретного случая приведен свой пакет документов.

Налогообложение по нулевой ставке возможно лишь в том случае, если организация представит в налоговую инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения льготы. Они перечислены в новых п. 3.1—3.8 ст. 165 НК РФ, причем для каждого конкретного случая приведен свой пакет документов.

Срок для сдачи документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС в налоговую инспекцию, стандартный — 180 дней. Только вот их отсчет для каждого случая берется свой: для кого-то — с даты отметки на таможенной декларации, для кого-то — с даты составления актов, для кого-то — с даты проставляемой таможенниками на иных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ).