Противники дробных акций озабочены проблемой «неделимости» акции, хотя по существу имеется в виду проблема неразделимости прав, удостоверяемых ценной бумагой. Появление дробных акций рассматривается как посягательство на принцип неразделимости прав, однако при этом имеющиеся в законе конструкции, фактически расчленяющие права по акциям, воспринимаются как допустимые.
В современной корпоративной практике обозначена серьезная проблема, которую условно можно назвать «конкуренция списков». Суть ее в следующем. Согласно ст. 142 Гражданского кодекса РФ «в случаях, предусмотренных законом, или в установленном им порядке для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном)».
Права по бездокументарной ценной бумаге фиксируются в единственном документе — реестре владельцев именных ценных бумаг. В нем закрепляются права, удостоверяемые ценной бумагой, а также количество ценных бумаг, принадлежащих акционеру. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
-
«Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии — записями по счетам депо в депозитариях» (ст. 28).
-
«Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, — с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра — с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя» (ст. 29).
Реестр является единственным документом, фиксирующим как права на ценную бумагу, так и права, удостоверяемые ею. Последние «расщеплению» не подлежат: «с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности» (ст. 142 ГК РФ).
Списки лиц: вопрос предназначения
Одной из основополагающих конструкций понятия ценной бумаги является неразделимость совокупности прав по ней. Это фундаментальное положение ГК РФ нашло подтверждение в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»: «Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу» (ст. 29).
Для осуществления некоторых корпоративных действий составляются технические списки. В частности, список лиц:
-
имеющих право на участие в общем собрании;
-
имеющих право на получение дивидендов;
-
обладающих преимущественным правом приобретения акций, размещаемых по открытой и закрытой подписке;
-
имеющих право требовать выкупа акций в случае принятия отдельных решений общим собранием.
обратите внимание
Каково предназначение данных списков? Они предоставляют только справочную информацию, необходимую для совершения некоторых корпоративных мероприятий, или наряду с реестром фиксируют отдельные права по ценным бумагам?
Если признать, что эти списки наряду с реестром фиксируют отдельные права по ценным бумагам, неизбежно возникает ситуация «расщепления» прав, удостоверяемых одной ценной бумагой.
Проблему наглядно иллюстрирует соотношение реестра владельцев именных ценных бумаг и списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Каково предназначение указанного списка? Он необходим для выполнения определенных действий на этапе подготовки собрания, в частности:
-
для оповещения акционеров о предстоящем собрании, если сообщение о его созыве не публикуется в средствах массовой информации, а направляется акционерам лично;
-
предварительной рассылки бюллетеней для голосования, если в силу закона или решения совета директоров собрание проводится с предварительной рассылкой бюллетеней.
На основании списка осуществляется регистрация участников собрания.
Данный документ содержит следующую информацию:
-
почтовые адреса лиц, имеющих право на участие в собрании, если осуществляется рассылка сообщения о проведении собрания и (или) бюллетеней для голосования (информационная функция);
-
данные, позволяющие идентифицировать участника собрания (регистрационная функция).
обратите внимание
Право на участие в собрании — это статусное корпоративное право, не зависящее от количества акций и их размера (целая или дробная). Оно возникает при условии приобретения акционером хотя бы одной голосующей акции (или одной минимальной дробной акции, если в обществе размещены дробные акции).
Количество голосующих акций, принадлежащих акционеру, не влияет на его право участия в общем собрании. Этим правом в равной степени обладает владелец как одной голосующей акции, так и тысячи. Какой же смысл имеет включение в документ, называемый «Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров», сведений о количестве голосующих акций, принадлежащих указанным в нем лицам?
Право на участие в предстоящем собрании имеют лица, владеющие голосующими акциями на дату его составления. Наличие в списке лиц, имеющих право на участие в собрании, сведений о количестве голосующих акций, принадлежащих лицу, включенному в список на дату его составления, подтверждает правомерность его включения.
Два взгляда на проблему
На основании каких документов определяются кворум собрания, общее количество размещенных акций и число голосующих акций, принадлежащих участникам собрания: реестра или списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании?
Закон не содержит прямого указания на конкретный документ. Ответ на этот вопрос дается из системного толкования законодательства.
Существуют две точки зрения. Согласно первой единственным документом, который в соответствии с законом удостоверяет количество ценных бумаг, принадлежащих акционеру, и права по ним, является реестр. Вся совокупность прав из ценной бумаги (в частности, право голоса) возникает в том числе с момента отражения в реестре перехода прав собственности на ценную бумагу. Соответственно только по данным реестра на день проведения собрания можно определить количество голосующих акций, принадлежащих участникам собрания, установить кворум и подвести итоги голосования.
Функциональное значение списка лиц заканчивается регистрацией участников собрания, а определение кворума и подведение итогов голосования осуществляются на основании реестра.
Сторонники иной позиции полагают, что право голоса по акции на данном собрании фиксирует не реестр, а его дублер — список лиц, имеющих право на участие в собрании. Если после даты составления списка происходит переуступка акций, то право голоса по отчуждаемым или приобретаемым ценным бумагам не следует за ними, а фиксируется в отдельном документе за лицом, которое владело акциями на дату составления этого документа. Данная точка зрения предполагает «расщепление» прав, удостоверяемых ценной бумагой, когда право не следует за бумагой.
Указанная позиция находит подтверждение в весьма сомнительных нормах Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»: «В случае передачи акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций. Указанное правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акции» (п. 2 ст. 57).
Буквальная трактовка статьи означает следующее. Несмотря на то что ценная бумага перешла к новому владельцу, к нему перешли не все удостоверяемые ею права. Право голоса оказалось «отщеплено» от акции и осталось у ее бывшего владельца, что удостоверяется списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Бывший владелец ценной бумаги посредством выдачи доверенности должен уполномочить нового владельца осуществлять «отщепленное» право голоса от его имени.
Эта статья выпадает из логики гражданского законодательства, регулирующего институт представительства, основанного на доверенности, и общего порядка переуступки прав, удостоверяемых ценной бумагой.