Поправки-2011

| статьи | печать

В конце минувшего года было принято множество законов, касающихся правовых аспектов и вопросов, которые могут быть интересны корпоративному юристу. Рассмотрим наиболее важные изменения, вступившие в действие с 2011 г.

1. Обязательный аудит

Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона „Об аудиторской деятельности“», вступившим в силу 1 января 2011 г., изменен и дополнен перечень оснований для проведения в организации обязательного аудита.

С учетом изменений обязательный аудит должен проводиться в случае, если юридическое лицо:

1) имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) его ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) является кредитной организацией, бюро кредитных историй; профессиональным участником рынка ценных бумаг; страховой или клиринговой компанией; обществом взаимного страхования; товарной, валютной или фондовой биржей; негосударственным пенсионным или иным фондом; акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией акционерного или паевого инвестиционного, а также негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;

5) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, увеличен порог объема выручки организации (с 50 млн до 400 млн руб.) и суммы активов бухгалтерского баланса (с 20 млн до 60 млн руб.), при переходе которого должен быть проведен обязательный аудит. Исключение распространяется теперь не только на сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия.

Дополнительно закреплены такие основания обязательного аудита, как:

  • ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • организация (за исключением органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.


Кроме того, введен обязательный аудит для профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых компаний, валютных бирж, управляющих компаний акционерных и паевых инвестиционных, а также негосударственных пенсионных фондов.

2. Освобождение эмитентов от обязанности по раскрытию информации

С 1 января 2011 г. введен в действие порядок освобождения эмитента от обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, предусмотренный Федеральным законом от 04.10.2010 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг по решению федерального органа исполнительной власти по фондовому рынку акционерное общество — эмитент может быть освобождено от обязанности раскрывать или предоставлять информацию. Указанное решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента при одновременном соблюдении условий:

1) если решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с таким заявлением принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);

2) если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;

3) если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли;

4) если число акционеров эмитента не превышает 500.

Решение об освобождении от обязанности раскрывать или предоставлять информацию о ценных бумагах принимается по заявлению эмитента в течение 30 дней с даты его получения. При этом указанный орган вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в заявлении эмитента и прилагаемых к нему документах. В этом случае течение срока, установленного для рассмотрения вопроса об освобождении общества от данной обязанности, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

Отказ в освобождении эмитента от обязанности раскрывать или предоставлять информацию может быть вынесен соответствующим органом в случае:

  • несоблюдения перечисленных выше условий, являющихся обязательными для принятия решения об освобождении;
  • обнаружения в представленных документах ложных либо не соответствующих действительности (недостоверных) сведений;
  • непредставления эмитентом всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение обязательных условий для принятия решения об освобождении;
  • непредставления в течение 30 дней по запросу федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг документов, необходимых для принятия решения об освобождении эмитента от рассматриваемой обязанности.


Порядок рассмотрения заявлений эмитентов подлежит определению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

С 1 января также вступили в силу изменения, внесенные в Закон об АО.

В частности, введена в действие ст. 92.1, согласно которой общество по решению общего собрания акционеров вправе в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах обратиться в федеральный орган исполнительной власти по фондовому рынку с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством о ценных бумагах.

При этом установлено, что решение по указанному вопросу принимается общим собранием большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в собрании.

3. Сроки выплаты объявленных дивидендов (распределенной прибыли)

Федеральным законом от 28.12.2010 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)», вступившим в силу 31 декабря 2010 г., дополнены ст. 42 Закона об АО и ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно поправкам объявленные дивиденды акционерного общества, не выплаченные в установленный срок, подлежат выплате по требованию акционера, предъявленному в течение не менее трех лет после истечения установленного срока выплаты.

Кроме того, уставом общества может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, но при этом не более пяти лет со дня истечения срока выплаты дивидендов.

Срок для обращения с требованием о выплате объявленных дивидендов в случае его пропуска не подлежит восстановлению, за исключением случая, когда лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.

По истечении установленного срока предъявления требований объявленные и невостребованные акционером дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества.

В отношении ООО срок выплаты части распределенной прибыли определен по аналогии с акционерными компаниями. В частности, установлено, что срок и порядок выплаты части распределенной прибыли общества определяются уставом или решением общего собрания о распределении прибыли между участниками. Срок выплаты части распределенной прибыли не должен превышать 60 дней с момента принятия решения. Если срок выплаты уставом или решением общего собрания не определен, он принимается равным 60 дням с момента принятия решения о распределении прибыли.

Не выплаченная в установленный срок часть распределенной прибыли подлежит выплате по требованию участника, предъявленному в течение не менее трех лет после истечения установленного срока выплаты.

Уставом может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с таким требованием, но не более пяти лет со дня истечения срока выплаты части распределенной прибыли общества.

4. Освобождение от налогообложения доходов от реализации акций (долей)

Вступившими в силу 30 декабря 2010 г. положениями п. 18 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» НК РФ пополнился ст. 284.2, установившей налоговую ставку «ноль процентов» на доходы от операций по реализации или иного выбытия акций и долей в уставном капитале российских компаний.

Нулевая ставка применяется при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве свыше пяти лет. При этом реализованные акции:

1) относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, в течение всего срока владения ими налогоплательщиком, или

2) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, и в течение всего срока владения налогоплательщиком являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, или

3) на дату приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, и на дату реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Данные положения применяются в отношении ценных бумаг (долей), приобретенных налогоплательщиками с 1 января 2011 г.