Третий парламентский форум «Историко-культурное наследие России» обсудил в Костроме вопросы сохранения и социально-экономического развития исторических городов страны.
В первые за три года таких дискуссий участники форума заговорили о необходимости принятия государственных решений об экономических основах местного самоуправления.
Денег не хватает вообще
Аплодисменты вызвало откровенное признание костромского губернатора Игоря Слюняева о том, что при хроническом бюджетном дефиците муниципальным образованиям денег не хватает вообще.
В самом деле, органам местного самоуправления нынче не до сохранности исторических памятников. Им хотя бы часть публичных обязательств перед населением выполнить при существующем наполнении местных бюджетов.
К примеру, в Чухломском муниципальном районе Костромской области, по словам первого заместителя главы администрации Алексея Зиновьева, принятый на этот год бюджет только на 66% покрывает минимум предстоящих расходов. И это с учетом обещанных из области всех межбюджетных трансфертов.
В Торжке Тверской области, как сказал на форуме глава города Евгений Игнатов, местный бюджет только на 45% обеспечивает выполнение публичных обязательств городской администрации. Между тем здесь разваливаются 72 исторических памятника — собственность Федерации. Людям все равно, в чьей они собственности, они ругают местную власть. В том числе за то, что она неспособна заставить государственную власть добросовестно исполнять обязанность по охране памятников культуры и архитектуры.
В Галиче Костромской области под такой же охраной государства числятся 87 исторических зданий. Глядя на них, глава администрации Алексей Белов предлагает осенью провести в городе практический семинар по управлению собственностью, на котором сформулировать предложения государственной власти о разграничении полномочий между разными уровнями публичной области.
Отсутствие единых для всех правил поведения только усиливает нажим сверху на местную власть за судьбу исторических памятников на территории. И дает еще повод для обвинения муниципалов или в превышении полномочий, или в бездействии.
Продать и выручить! Но как?
Три года администрация Чухломского района искала покупателя на «сказочный лесной терем» у деревни Осташево. Желающий объявился недавно и огорошил местных чиновников двумя вопросами: «Чья это собственность?» и «Что хотите иметь в итоге?»
Дело в том, что расположен предмет торга — трехэтажная деревянная постройка, возведенная по проекту известного архитектора Ивана Ропета (Петрова) в конце XIX в. местным предпринимателем Сазоновым в качестве охотничьего домика для царя Николая II — на межселенной территории. Районное начальство решает сейчас, оформить заброшенное строение в собственность сельского поселения Петровское или внести в реестр муниципальной недвижимости района. Ответ на второй вопрос, по мнению местной власти, зависит от возможностей приобретателя, которого теперь интересуют уже условия будущего договора.
Сутью соглашения могут заинтересоваться и надзорные органы. Пока объект ничейный, он никому не нужен. А появится выручка — сразу возникнет интерес к ее происхождению.
В Красносельском районе Костромской области в селе Сидоровское выставлен на торги главный дом бывшей дворянской усадьбы. В деревне Денисово Костромского района ищут добросовестного приобретателя уже на всю дворянскую усадьбу площадью 2,4 га. Оба лота — ветшающие объекты культурного наследия федерального значения, которые находятся под охраной государства.
И терем в лесу, и дворянские усадьбы могут стать временным приютом для туристов, путешествующих по Золотому кольцу России. А могут превратиться в предмет судебных тяжб — кому как повезет.
Бизнес-индустрия спасет Историю
Единственный заинтересованный в сохранении исторической среды бизнес — это туризм. Но прибыль от него в совокупных доходах российских городов составляет 3—4%. В Париже и Лондоне турбизнес приносит более 50% общегородских доходов. В нашей стране, по данным Министерства культуры РФ, почти 65% объектов культурно-исторического наследия находится в предаварийном или аварийном состоянии. Потому что за культурно-познавательный туризм отвечают все, а значит — никто, считает руководитель Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский. По его мнению, муниципальными чиновниками не востребованы условия по развитию бизнес-индустрии, заложенные в законе о местном самоуправлении (от 06.10.2003 №131-ФЗ). Может, с принятием разработанной федеральной целевой программы о развитии в стране туризма местная власть увидит возможности использования ресурсов, имеющихся на каждой территории?
Россию ежегодно посещает около трех миллионов иностранных туристов. Но внутренних туристов больше. Каждый год с Родиной знакомятся почти четыре миллиона россиян. Бизнес создает для них рыночные продукты культурно-познавательного отдыха. Но и этой сфере предпринимательства нужна поддержка публичной власти — государственной и муниципальной.
Между тем совместным приказом от 29.07.2010 № 418/339 Министерство культуры и Министерство регионального развития (утвержден Минюстом от 21.09.2010 № 18487) 41 российскому городу присвоен статус исторического поселения. До этого в списке было 539. Причем, по оценке президента Союза малых городов России Евгения Маркова, прежний список был научно выверенным. А сейчас, по сведениям Центра устойчивого развития исторических поселений, претендовать на такой статус могут 1080 населенных пунктов.