Центральное место среди дискуссий, развернувшихся в экспертных группах по обновлению Стратегии-2020, занимает тема «Новая модель экономического роста». Ряд экспертов уже высказались о необходимых характеристиках новой модели. К сожалению, в состав экспертной группы не вошли представители многих научных школ и региональных научных центров.
Cегодня перед Россией открывается два варианта социально-экономической политики, считает руководитель экспертной группы «Новая модель экономического роста», ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау.
Первый вариант предполагает развитие существующей модели роста и ее адаптацию к появляющимся вызовам по мере их возникновения. Государство в этой конструкции является основным локомотивом роста: и как источник ключевых финансовых ресурсов, и как стабилизатор «рыночной стихии», и как держатель ключевых институтов, необходимых для экономического роста. Второй вариант предполагает усиление роли частных источников роста (частных фирм и домохозяйств). Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской зоны. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к хозяйственной деятельности.
В условиях догоняющего развития государство должно брать на себя компенсацию слабости зарождающихся рыночных институтов. Однако последующее развитие событий показывает, отмечает В. Мау, что за это обществу в дальнейшем приходится платить немалую цену — политическую и экономическую. «Большое государство» закостеневает и с какого-то момента времени становится препятствием для современного экономического роста. Для преодоления этого препятствия требуется затратить немало ресурсов, а то и многим пожертвовать.
Ключ — деловой климат
С необходимостью сокращения участия государства в экономической деятельности согласен второй руководитель экспертной группы «Новая модель экономического роста», научный лидер «Вышки» Евгений Ясин. В качестве важного шага, способного изменить настроения бизнеса, поднять его предпринимательский дух, может стать масштабная приватизация, планы которой уже разрабатываются в правительстве. Причем, если речь пойдет только о миноритарных пакетах крупных государственных компаний, эта мера не принесет желаемого эффекта. Следует решиться на продажу в значительной части случаев контрольных пакетов госпредприятий.
Ключевой проблемой на среднесрочную перспективу Е. Ясин считает существенное улучшение делового климата. Суть проблемы заключается в том, что российский бизнес подавлен, он несет большую коррупционную нагрузку. Дань с предпринимателей собирают силовые структуры и бюрократия. При этом создаются неравные условия конкуренции, подрывающие стимулы к развитию у всех компаний. Определить меры, способные изменить эту ситуацию, — главная задача плана модернизации.
Основными направлениями, уверен научный руководитель ВШЭ, являются защита прав собственности, содействие реальной конкуренции, формирующей спрос на инновации, обеспечение верховенства права, демократический общественный контроль государственных органов.
Повышать уровень доверия
Аналитики Института современного развития, не попавшие в команду экспертов, занятых «Новой моделью экономического роста», явочным порядком подготовили свои предложения, которые во многом звучат в унисон с мнением руководителей экспертных групп. Любые государственные стимулы должны быть временными и зависеть от конкретных условий развития экономики. Уровень доверия между государством и бизнесом, климат их взаимоотношений гораздо важнее, чем выделение огромных бюджетных средств на поддержку предпринимателей и различные проекты.
Структурная политика, нацеленная на диверсификацию экономики, не должна напоминать игру в угадайку с определением привилегированных отраслей и предприятий. Необходимо формировать систему рыночных институтов, обеспечивающих гибкость и своевременность перераспределения ресурсов в ответ на текущие и новые вызовы развития экономики. На сегодняшний день главными ограничителями реальной диверсификации отраслевой структуры является не дефицит финансовых и материальных средств, а «среднегодовая температура» инвестклимата.
Следует заметить, что с мнением аналитиков ИНСОРа согласны многие представители бизнеса, принимавшие участие в Красноярском экономическом форуме. Так, первый зампред Внешэкономбанка Анатолий Тихонов на заключительном заседании форума подчеркнул, что бизнес сейчас зачастую не просит у государства денег. Ему нужны скорее гарантии, страхование от рисков, которое вполне могут взять на себя государственные органы власти.
Выслушать надо всех
К сожалению, многие представители заслуженных научных школ не только не попали в состав экспертной группы «Новая модель экономического роста», которая, по сути, является базовой для подготовки корректировок в Стратегию-2020, но и пока не высказали своего мнения по этим проблемам. В частности, до сих пор в работе группы не принимают участия ученые Института экономики РАН и старейшего экономического вуза страны — РЭУ им. Г.В. Плеханова. Нет там и представителей Сибирского отделения РАН и многих других экспертных центров, расположенных в различных субъектах Российской Федерации. О возможности такого варианта развития событий «ЭЖ» писала еще в самом начале организации работы экспертных групп (см. ст. "Ученые предлагают диалог «не для галочки»").
Между тем к их мнению стоит прислушаться экспертам, вошедшим в состав группы, и особенно чиновникам правительства. В частности, по словам Михаила Гельвановского, директора Института национального развития РАН, д.э.н., Россия сейчас развивается в условиях жесткой международной конкуренции. Поэтому, перед тем как определяться с новой моделью экономического роста, нужно осмыслить положение страны в системе глобальной экономики. И только потом выработать стратегию социально-экономического развития, которая будет конкурентоспособной среди других государств.
Редакция «ЭЖ» намерена в ближайших номерах газеты представить читателям мнения ученых ведущих научных школ и региональных научных центров по теме «Новая модель экономического роста».