Совет Федерации одобрил закон о создании в России дорожных фондов, принятый ранее Госдумой в третьем, окончательном чтении. Пополнять их планируется за счет транспортного налога, повышения акцизов на топливо и поборов с автомобилей грузоподъемностью более 12 т.
Подобные фонды в России действовали с 1991 по 2001 г., однако они полностью дискредитировали себя по причине небывалой коррупционности. Новый проект по созданию дорожных фондов запустят уже в этом году. Планируется, что размер его финансирования составит 254,1 млрд руб. Региональные фонды, как гласит закон, начнут действовать в январе 2012 г.
Чтобы собрать необходимые суммы в федеральный дорожный фонд, ставка акциза на нефтепродукты в 2011—2013 гг. ежегодно будет повышаться на рубль. Этот рубль в бюджет, как напомнили «ЭЖ» в Федерации автовладельцев России, автомобилисты уже отдают с каждого литра бензина. Принятый закон предполагает, что с 1 января 2014 г. в федеральный бюджет будет зачисляться 28% акцизов, в региональные — 72%. Не было бы вопросов, если бы автовладельцы не платили при этом еще и транспортный налог. Как пояснил «ЭЖ» вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров, «такое положение является несправедливым». По его мнению, по сути, водители облагаются двойной данью. Поэтому нужно отменить транспортный налог и оставить только акцизные сборы на бензин.
Тем, что создание дорожных фондов приведет к увеличению налогов, обеспокоен и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Ведомство намерено следить за ситуацией и при необходимости добиваться дополнительных субвенций регионам из федерального бюджета.