Глава ФСФР Владимир Миловидов подал в отставку. Новым руководителем службы может быть назначен нынешний замминистра финансов Дмитрий Панкин. Эксперты расценивают такой исход борьбы за руководство мегарегулятором как, во-первых, победу Минфина в противостоянии с ФСФР, во-вторых — победу питерских над московскими.
После упразднения ФССН (Росстрахнадзора) его функции перешли к ФСФР, превратив службу в мегарегулятор. Соответственно возросло значение поста его руководителя, за обладание которым и шло противостояние между ФСФР и Минфином.
Хотя участники сражения не афишировали свои действия, но несколько дней назад СМИ сообщили, что глава ФСФР В. Миловидов написал заявление об отставке, и это не было опровергнуто. Вскоре, по информации Reuters, глава правительства Владимир Путин согласился с представленной ему кандидатурой Д. Панкина на должность председателя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Тут же появились сообщения о том, что Д. Панкина представил В. Путину именно А. Кудрин.
Д. Панкин курирует в Минфине вопросы госдолга и международных отношений. В частности, он отвечал за размещение еврооблигаций РФ в 2010—2011 гг. После вынужденного отсутствия на работе по настоянию Генпрокуратуры другого замминистра финансов — Сергея Сторчака Д. Панкин стал исполнять его функции, причем очень неплохо. Когда же Генпрокуратура от С. Сторчака отстала, то на одном посту оказались два специалиста — и С. Сторчак, и Д. Панкин. Если теперь один из них уйдет на повышение, значит, министру финансов удастся блестяще разрешить мутную бюрократическую коллизию и никого не обидеть.
Указ президента об объединении ФСФР и Федеральной службы страхового надзора (ФССН) был обнародован в начале марта. Реформирование надзоров на небанковском финансовом рынке обсуждалось много лет, но как-то вяло. Активизировалось же оно вместе с разработкой концепции создания международного финансового центра в России.
Под эти сладкие мечты было решено передать мегарегулятору функции ФССН по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Планируется, что единая служба будет разделена на два равнозначных блока, один из них будет контролировать профессиональных участников и другие финансовые институты, за исключением банков, другой — участников страхового рынка.
Зачем это Минфину? Хотя бы затем, что при таком раскладе он получает часть законодательных функций.
Отмечается, что В. Миловидов родился в Москве, а Д. Панкин — в Питере, и это тоже сыграло на результат. Д. Панкин в середине 1990-х гг. был заместителем А. Кудрина в комитете экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга. Уже в то время он был знаком с В. Путиным, вспоминают коллеги Д. Панкина и А. Кудрина по мэрии. Затем Д. Панкин пять лет возглавлял Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития, а в 2004 г. пришел в Минфин на должность замдиректора Департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов.
Коллеги считают Д. Панкина ключевым человеком в министерстве. На его профессиональном счету — предложение размещать средства федерального бюджета на депозитах банков, чтобы победить катастрофическую нехватку ликвидности. Работу с суверенными фондами — национального благосостояния и резервным — тоже координирует Д. Панкин. Он разделял стабфонд на две части, а теперь подготовит создание Российского финансового агентства для управления свободными средствами бюджета. Д. Панкин почти всегда сопровождает В. Путина в международных визитах.
Чем займется В. Миловидов, пока неизвестно. И участники рынка, и чиновники высоко оценивают его работу в ФСФР, которую он возглавлял с 2007 г.
От нового мегарегулятора с его новым руководителем рынок ждет выработки единых подходов к различным финансовым институтам. В этом случае появится шанс превратить страховые компании в долгосрочных инвесторов, как это можно наблюдать на развитых рынках.