ФНС России утвердила порядок направления требования о представлении документов и порядок отправки таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
С сентября 2010 г. и налоговые органы, и налогоплательщики получили право при проведении налоговой проверки обмениваться документами в электронном виде (ст. 93 и 93.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). И вот наконец ФНС России своим приказом от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 № 20303) утвердила порядок направления налоговым органом требования о представлении документов (информации) и порядок представления налогоплательщиком документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Он вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования (на момент подготовки номера документ опубликован не был).
Для того чтобы стать участником электронного документооборота, налогоплательщику нужно получить в одном из центров, входящих в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России, сертификат ключа подписи. Направление и получение документов в электронном виде осуществляются только при обязательном использовании сертифицированных средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах. Весь документооборот ведется в зашифрованном виде.
Изначально требование о представлении документов формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего дня данное требование в электронном виде подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. Направлять требование на бумажном носителе при этом не нужно.
В течение следующего рабочего дня после дня отправки требования налоговый орган должен получить подтверждение даты отправки, а также квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика. Если в установленный срок квитанция о приеме налоговым органом получена не будет, требование направляется в адрес налогоплательщика на бумажном носителе.
Налоговики могут требовать от налогоплательщика первичные документы, договоры, акты и другие необходимые для проведения проверки документы. Часть этих документов существует только в бумажном варианте (например, договоры, счета-фактуры поставщиков). Соответственно такие документы нужно сначала перевести в электронный вид (например, отсканировать).
На следующий рабочий день после дня отправки истребуемого документа налогоплательщик должен получить от оператора связи подтверждение даты отправки, а от налогового органа — квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме. Если квитанция о приеме или уведомление об отказе в приеме получены не будут, документ нужно направить налоговому органу на бумажном носителе в течение десяти дней со дня получения требования.