В двух предыдущих номерах (см. ст. "Сколько стоит электричка" и "Сколько стоит электричка-2") представлены четыре, на взгляд автора этого материала, мифа относительно действующего тарифообразования на проезд в пригородных поездах. Сегодня он развенчивает два последних мифа и делает широко идущие выводы.
Миф 5. Эффективным средством борьбы с «зайцами» в электричках является установка заборов и турникетов, а в дальнейшем и размещение проводников в каждом вагоне. Заборы, турникеты и проводники, а также огромная армия охранников, стерегущая дырки в заборах, каждый турникет и самих себя в электропоездах, требуют затрат. Оценить эти затраты не составляет большого труда. В Москве забором обнесены все железнодорожные пути как минимум до Московской кольцевой автодороги (МКАД). Это 25 км, а с учетом двухстороннего расположения — 50 км. Цена самого дешевого забора из профнастила — 2000 руб. за метр (материал на забор, которым «защищены» железные дороги, значительно дороже и потянет на 10 000 руб. за метр, но мы опять все округлим в пользу РЖД). Цена забора — 2 млн руб. за километр. Самый дешевый забор от вокзала до МКАД обойдется в 100 млн руб.! Амортизируем забор как недвижимость (по норме 2% в год). Это 2 млн руб. в год, или 5480 руб. в день (и это на 50 лет!). На территории Москвы минимальная стоимость билета составляет 24 руб. Нетрудно посчитать, что РЖД должны привлекать дополнительно 228 пассажиров в день.
Цена турникета — от 6000 до 30 000 евро. Возьмем минимальную цену — 6000 евро, или 240 000 руб. Всего таких турникетов на вокзале 20 штук и по восемь на каждой станции (станций пять, считаем только для Москвы). Затраты на турникеты составят 14 млн 400 тыс. руб. Норма амортизации турникета — 20% (пять лет, но меняют их на станциях каждый год). Годовые затраты — 2 млн 880 тыс. руб., или в день — 7890 руб. То есть дополнительно к 228 пассажирам, «окупающим» забор, нужно еще 329 пассажиров, «окупающих» турникеты.
Практически на каждом остановочном пункте в Москве стоят охранники в форме РЖД. Охраняют они… турникеты. Работа в три смены. Вот и количество охранников — 180 человек. Дадим каждому из них зарплату чистыми всего 15 000 руб. в месяц. С учетом налогов это 21 000 руб. в месяц. На всю охрану — 3 млн 780 тыс. руб. в месяц. В день это 126 000 руб. Чтобы содержать охрану, РЖД должны привлечь еще 5250 пассажиров в день (126 000 руб. : 24 ч).
Итак, меры по борьбе с безбилетниками требуют 5807 пассажиров с билетами, а это почти шесть электропоездов. Можно сказать и по-другому — меры по борьбе с безбилетниками делают убыточными шесть электропоездов в день.
Можете себе представить, насколько подорожает электропоезд, если будет с собой возить еще 20 проводников и 10 охранников (два проводника и один охранник на вагон)? Посчитаем по минимуму: 21 000 руб. в месяц на одного сотрудника х 30 чел. = 630 000 руб. в месяц. Допустим, что эта большая бригада обслуживает, как и машинисты, 20 пар поездов в месяц. Тогда затраты на одну пару поездов составят 31 500 руб., а это 15 750 руб. на одну поездку, 15 руб. 75 коп. на одного пассажира и 1 руб. 75 коп. на одну зону. Это дороже, чем амортизация подвижного состава. При сегодняшних тарифах в 16,5 руб. надо привлечь 955 пассажиров на одну зону. Другими словами, почти все пассажиры электрички, проезжая одну зону, будут оплачивать только проводников и охранников!
Миф 6. Пригородные пассажирские компании (ППК) — спаситель Российских железных дорог. Теперь не РЖД собирают плату за проезд в поезде — такие полномочия переданы Пригородной пассажирской компании (вероятно, по аналогии с энергетиками: генерирующие компании производят электроэнергию, электросетевые компании занимаются поставками, энергосбытовые только продают — результаты мы видим в счете на оплату электричества). Если раньше контролеры в электропоезде «довольствовались» 50 руб. (выдавая билет на оплату трех зон), то теперь произошло косвенное подорожание проезда — требуют уже 66 руб. 50 коп. (50 руб. услуга (какая?) и 16 руб. 50 коп. — оплата одной зоны). Получается, что РЖД даже согласны на уменьшение дохода, получая вместо 49 руб. 50 коп. от ППК только 16 руб. 50 коп. Этот факт косвенно подтверждает расчеты — 16 руб. 50 коп. уже выгодны для РЖД, но хочется еще больше — вот и пускай с пассажиров «выколачивают» этот сверхдоход ППК!
На этом закончим с мифами и представим, к каким социальным последствиям может привести такое тарифообразование.
Государство должно регулировать тарифы на проезд. Есть даже такой документ — Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (утверждена приказом от 28 сентября 2010 г. № 235-т/1). Но… государство не регулирует тариф, а ограничивается контролем затрат. Не будем вдаваться в подробное толкование Методики, только отметим, что в затратах (влияющих на цену проезда) учитываются «…прогнозные изменения цен на период регулирования… и прогнозные значения индексов инфляции…». Такие же пункты в методиках госрегулирования ЖКХ, электросетевых компаний, газодобывающих и газотранспортных компаний. И вводят эти компании новые тарифы с 1 января, то есть «обеспечивают» инфляцию на весь год. А уже за ними растут цены на продукты и услуги.
Инфляция подгоняет людей искать более высокую зарплату, а такие только в крупных городах, особенно это заметно в Москве и Подмосковье. Постоянное удорожание проезда приводит к росту озлобленности людей, выплескиваемой на контролеров, заборы, турникеты и… электрички. Не от хорошей жизни контролеров сопровождает охрана, которая иногда сама старается быть незамеченной в рабочем вагоне. Что дальше? Специально подготовленный и вооруженный ОМОН, по десять человек, с собаками, в каждый вагон? Физическое выкидывание людей, которые не могут оплатить «золотой проезд» (в который включены игроки «Локомотива», загородные дворцы и личные вагоны руководства РЖД)? А взамен — камень в стекло, потом камень в охрану? Потеря работы в Москве, невозможность устройства на работу по месту жительства. А там свой «ОМОН» — судебные приставы, отключающие свет, отрезающие воду, описывающие квартиру за долги. И снова за камень — «оружие пролетариата»? Только в кого теперь — во власть? Не пора ли одуматься и попридержать свою жадность, хотя бы из чувства самосохранения? Тут ведь ни милиция, ни полиция, ни тем более армия не помогут — сметут…
Эксплуатационная длина железнодорожных путей* (на конец года)
|
Год |
Эксплуата-
|
Из них электрифицированных |
Густота
| |
тыс. км |
% от общей
| ||||
Россия** |
2009 |
85,6 |
43,2 |
50,4 |
5,0 |
Европа | |||||
Австрия |
2008 |
5,8 |
3,5 |
61,5 |
68,5 |
Албания |
2007 |
0,4 |
… |
… |
14,6 |
Белоруссия |
2009 |
5,5 |
0,9 |
16,3 |
26,5 |
Бельгия |
2008 |
3,5 |
3,0 |
84,1 |
113 |
Болгария |
2008 |
4,2 |
2,8 |
69,9 |
37,5 |
Венгрия |
2008 |
7,9 |
2,8 |
35,2 |
85,4 |
Германия |
2008 |
33,9 |
19,6 |
58,0 |
94,9 |
Греция |
2008 |
2,6 |
0,3 |
10,3 |
19,3 |
Дания |
2008 |
2,1 |
0,6 |
29,2 |
49,6 |
Ирландия |
2008 |
1,9 |
0,1 |
2,7 |
27,4 |
Испания |
2008 |
15,0 |
8,8 |
58,3 |
29,7 |
Италия |
2008 |
16,9 |
11,9 |
70,7 |
56,0 |
Латвия |
2008 |
2,3 |
0,3 |
11,4 |
34,8 |
Литва |
2008 |
1,8 |
0,1 |
6,9 |
27,2 |
Нидерланды |
2008 |
2,9 |
2,2 |
75,8 |
69,0 |
Норвегия |
2008 |
4,1 |
2,6 |
62,0 |
10,7 |
Польша |
2008 |
19,6 |
11,9 |
60,4 |
62,7 |
Португалия |
2008 |
2,8 |
1,5 |
51,4 |
30,9 |
Республика |
2007 |
0,7 |
0,2 |
33,5 |
26,9 |
Македония | |||||
Республика Молдова |
2009 |
1,2 |
— |
— |
34,2 |
Румыния |
2008 |
10,8 |
4,0 |
36,9 |
45,3 |
Словакия |
2008 |
3,6 |
1,6 |
43,9 |
73,3 |
Словения |
2008 |
1,2 |
0,5 |
41,0 |
61,4 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
2008 |
16,3 |
5,4 |
33,2 |
67,2 |
Финляндия |
2008 |
5,9 |
3,1 |
51,8 |
17,5 |
Франция |
2008 |
29,9 |
15,4 |
51,5 |
54,2 |
Чешская Республика |
2008 |
9,5 |
3,1 |
32,4 |
120 |
Швейцария |
2008 |
3,5 |
3,5 |
100,0 |
85,3 |
Швеция |
2008 |
9,8 |
7,8 |
79,0 |
21,8 |
Эстония |
2008 |
0,9 |
0,1 |
15,2 |
19,1 |
Азия | |||||
Азербайджан |
2009 |
2,1 |
1,3 |
60,2 |
24,0 |
Армения |
2009 |
0,7 |
0,7 |
100,0 |
24,3 |
Бангладеш |
2005 |
2,9 |
— |
— |
19,8 |
Вьетнам |
2007 |
3,1 |
— |
— |
9,5 |
Израиль |
2008 |
1,0 |
— |
— |
45,7 |
Индия |
2007 |
63,3 |
17,8 |
28,1 |
19,3 |
Индонезия |
2006 |
3,4 |
0,2 |
4,5 |
1,8 |
Исламская Республика Иран |
2007 |
7,3 |
0,1 |
2,0 |
4,5 |
Казахстан |
2009 |
15,1 |
4,1 |
26,9 |
5,5 |
Киргизия |
2009 |
0,4 |
— |
— |
2,1 |
Китай |
2008 |
60,8 |
24,0 |
39,5 |
6,4 |
Пакистан |
2008 |
7,8 |
0,3 |
3,9 |
9,8 |
Республика Корея |
2008 |
3,4 |
2,7 |
78,9 |
33,8 |
Таджикистан |
2008 |
0,6 |
— |
— |
4,3 |
Таиланд |
2007 |
4,4 |
— |
— |
8,6 |
Туркмения |
2008 |
3,1 |
— |
— |
6,3 |
Турция |
2008 |
8,7 |
1,9 |
22,2 |
11,2 |
Узбекистан |
2008 |
4,2 |
0,6 |
13,9 |
9,4 |
Филиппины |
2008 |
0,5 |
— |
— |
1,4 |
Япония |
2008 |
20,0 |
12,2 |
61,0 |
53,0 |
Африка | |||||
Алжир |
2008 |
3,6 |
0,3 |
7,9 |
1,5 |
Демократическая Республика Конго |
2007 |
3,6 |
0,9 |
23,6 |
1,6 |
Египет |
2006 |
5,1 |
0,0 |
0,8 |
5,1 |
Марокко |
2008 |
2,0 |
1,0 |
51,0 |
4,4 |
Нигерия |
2005 |
3,5 |
— |
— |
3,8 |
Объединенная Республика Танзания |
2004 |
2,6 |
— |
— |
2,7 |
Судан |
2006 |
4,6 |
— |
— |
1,8 |
Южно-Африканская Республика |
2007 |
24,5 |
2,2 |
9,1 |
20,1 |
Америка | |||||
Аргентина |
2006 |
35,8 |
… |
… |
12,9 |
Боливия |
2008 |
2,9 |
… |
… |
2,6 |
Бразилия |
2008 |
29,8 |
… |
… |
3,5 |
Канада |
2007 |
57,2 |
0,1 |
0,2 |
5,7 |
Мексика |
2007 |
26,7 |
… |
… |
13,6 |
США |
2007 |
227 |
… |
… |
23,6 |
Чили |
2008 |
5,9 |
… |
… |
7,8 |
Австралия и Океания | |||||
Австралия |
2008 |
9,7 |
2,0 |
20,4 |
1,2 |
Новая Зеландия |
2003 |
3,9 |
… |
… |
14,4 |
* По России и другим странам СНГ — железнодорожные пути общего пользования.
** По данным ОАО «РЖД».