О новой технологии розничной продажи «живого» молока через вендинговые автоматы газета уже писала (см. ст. "Как уйти от монополии молокозаводов и торговых сетей при продаже «живого» молока"). Наиболее простыми и эффективными среди торговых автоматов считаются кофемашины, именно с них начинают большинство предпринимателей, предпочитая их другим вариантам вендинга. Почему?
В России растет потребление кофе. Эксперты отмечают изменение предпочтений потребителей в пользу натурального зернового кофе. Уже два года растет и потребление кофе в капсулах, которые удобны и просты в использовании, но значительно дороже обычного зернового кофе.
В вендинге (больших торговых автоматах с кофе и горячими напитками) постепенно вытеснили автоматы с растворимым кофе. Из-за стремления угодить развивающемуся вкусу покупателя в Россию стали привозить автоматы с более сложным устройством и значительно более качественным кофе. Эти кофе-автоматы дороже, но напитки практически неотличимы от привычного ароматного кофе из хорошей кофейни. И при этом их цена выросла незначительно. Сегодня на рынке крупных городов в основном работают торговые кофейные автоматы на натуральном зерновом кофе.
Они готовят множество разных горячих напитков: кофе эспрессо (иногда его называют просто «крепкий кофе»), кофе американо (или «большой»), мокачино (это кофе с молоком и шоколадом), чай, молоко, горячий шоколад (какао), горячий шоколад с молоком, бульон. Ассортимент почти как в кафе-фастфуде.
Чем удобны автоматы?
Обслуживать 10—20—30 автоматов вполне может один человек. Это хорошее решение, если цель бизнеса — обеспечение стабильного дохода семьи.
Работают автоматы без перерывов, выходных и отпусков.
Под автомат требуется около метра площади, а продают они напитки, как и кафе-бар, на 10 м.
Проведем сравнительные расчеты расходов для открытия 20 мини-баров и покупки 20 кофейных автоматов (табл. 1).
Из данных таблицы следует, что в течение года вложения в сеть автоматов почти в три раза меньше, чем в сеть мини-баров.
Конечно, автомат для горячих напитков не продаст теплую булочку, как это делает бармен, но, если к кофейному автомату добавить снековый модуль, можно получить полностью автоматизированное кафе.
Кофе-сервис для офисов
Существует мнение, что кофейный торговый автомат — не самый лучший бариста, да и не везде его можно установить (мало места, немного сотрудников в офисе, нечастые посетители). В результате дорогое оборудование будет использоваться неэффективно.
Поэтому появилась идея использовать маленькие бытовые кофемашины без платежных систем. Не лишать же сотрудников небольших офисов удовольствия пить хороший кофе. В Европе это направление бизнеса называется «кофе-сервис для офисов» и находится на стыке вендинга и кейтеринга. Идея на поверхности — компания —продавец кофе предлагает обеспечивать офис хорошим кофе в зернах или капсулах. Кофемашина устанавливается бесплатно, но с условием обязательного выкупа ежемесячно или ежеквартально определенного объема кофе. Если кофе зерновой, то это 4—5 кг в месяц.
Стандартная порция классического эспрессо требует 7—8 г кофе, но обычно кофемашины настраивают на 10 г и чуть большее количество воды с учетом национальных пристрастий и особенностей. Слишком маленькие порции — 35 мл эспрессо — для нас малы, норма — примерно 50 мл (а лучше больше). Получается, что из 1 кг кофе выходит 100 порций эспрессо, но чаще пьют двойной эспрессо. Если в офисе всего десять любителей кофе, каждый из которых выпьет в день по одному двойному эспрессо, то 1 кг кофе уйдет за пять рабочих дней. А если кто-то привык пить кофе дважды в день? Вот и получается, что 4—5 кг кофе в месяц — нормальное потребление для среднего офиса.
Стоимость бытовой кофемашины невысока, производительность позволяет обеспечить 10—30 человек хорошим кофе, остается только регулярно привозить кофе и следить за платежами клиентов. Порция кофе для покупателя оказывается дешевле, чем в торговом автомате (табл. 2).
Это дает стабильный гарантированный доход и денежный поток, который легко прогнозируется и позволяет нормально работать над другими проектами.
Цены на кофе для такой схемы, как правило, устанавливаются на среднерыночном уровне и не могут быть низкими.
Составляем мини-бизнес-план
Продавец получает лояльного клиента с гарантированными объемами закупки и платежами. Вместе с кофе могут доставляться сахар, сливки и чай. Некоторые компании обеспечивают заказчиков и кофейными парами, салфетками. При оплате клиенту может предоставляться отсрочка платежа.
Первоначальные вложения для компании, предоставляющей услуги кофе-сервиса, — это закупка кофемашин. Учитывая два основных требования к ним — невысокая стоимость и надежность в эксплуатации, — чаще используют бытовые кофемашины. Они недороги и просты. Если компания работает с капсульным кофе, то кофемашины еще дешевле и проще, но капсулы дороже и доходность ниже.
Нормой для такого бизнеса является окупаемость в пределах 6—7 месяцев. Исходные данные для расчетов приведены в табл. 3, а расчеты для бытовых кофемашин — в табл. 4.
Если сравнивать торговые напольные автоматы для кофе и кофе-сервис для офисов, то очевидным преимуществом классических автоматов является длительный срок службы — не менее десяти лет, кофемашины приходится менять примерно каждые три года. Преимущество кофемашин для офисов — обязательность выкупа определенного количества кофе, обеспечивающая стабильную выручку. Сравнение двух вариантов кофе-сервиса приведено в табл. 2.
Сравнение расходов на 20 мини-баров и для 20 кофейных автоматов (таблица 1)
Показатели |
На 20 мини-баров |
Для 20 кофейных автоматов |
Место для бара
|
10 000 | |
Аренда 1 кв. м,
|
1000 | |
Персонал, руб./мес. |
20 000 |
30 000 |
Кассовый аппарат,
|
25 000 + 10 000 (сервис в год) | |
Оборудование — витрина,
|
100 000 | |
Стоимость 1 кофе-автомата
|
180 000 | |
Итого первоначальных
|
125 000 х 20 = 2 500 000 |
3 600 000 |
Ежемесячные выплаты, руб. |
10 000 + 20 000 + 833 = 30 833 |
20 000 + 30 000 + 10 200= 60 200 |
Затраты за первый год, руб. |
9 031 920 + 2 500 000 = 11 531 920 |
722 400 + 3 600 000 = 4 322 400 |
Основные технико-экономические показатели двух вариантов (таблица 2)
Показатели |
Кофейный автомат (напольный) |
Кофемашина для офиса |
Выручка |
Нестабильна, но неограниченна |
Стабильный гарантированный объем |
Сумма выручки в мес., средняя, руб. |
20 000 |
4500—5000 |
Доходность, % |
70 |
100 |
Срок окупаемости |
1,5—2 года |
6—7 месяцев |
Срок службы |
10 лет |
2—3 года |
Стоимость, руб. |
От 150 000 |
От 20 000 |
Количество точек на одного оператора |
20—30 |
До 100 |
Частота посещений |
2—3 раза в неделю |
1—2 раза в месяц |
Цена 1 чашки кофе в среднем, руб. |
25 |
9,8 |
Себестоимость 1 чашки кофе, руб. |
5,86 |
4,4 |
Рентабельность 1 чашки кофе, % |
25 |
10 |
Исходные данные (таблица 3)
|
Кофемашины |
Курс евро |
40 |
Количество автоматов, шт. |
80 |
Объем продаж кофе на 1 кофемашину, кг |
5 |
Стоимость 1 кг кофе, руб. |
980 |
Себестоимость 1 кг кофе, руб. |
440 |
Оплата труда | |
Оператор |
1 |
Заработная плата, руб. |
25 000 |
ФОТ, руб. |
8500 |
Всего, руб. |
33 500 |
Расходы на транспорт | |
Автомобиль |
1 |
Расходы на ГСМ, руб./мес. |
5000 |
— « — руб./квартал |
15 000 |
Закупаемое оборудование |
Количество |
Кофемашина |
100 |
Кофемашины, евро |
500 |
Стоимость кофемашин, евро |
50 000 |
Стоимость кофемашины, руб. |
2 000 000 |
Всего по оборудованию, руб. |
2 000 000 |
Расчеты для кофемашин, руб. (таблица 4)
Наименование
показателей | 1-й год | 2-й год | ||||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ДОХОДЫ | ||||||||
Выручка | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 |
Итого доходов | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 | 1 470 000 |
РАСХОДЫ | ||||||||
Затраты
на закупку кофе | 660 000 | 660 000 | 660 000 | 660 000 | 660 000 | 660 000 | 660 000 | 660 000 |
Оплата труда | 8670 | 8670 | 8670 | 8670 | 8670 | 8670 | 8670 | 8670 |
ГСМ | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 |
Покупка
техники и оборудования | 2 000 000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого
расходов | –2 683 670 | –683 670 | –683 670 | –683 670 | –683 670 | –683 670 | –683 670 | –683 670 |
Излишек
(недостаток) за квартал | –1 213 670 | 786 330 | 786 330 | 786 330 | 786 330 | 786 330 | 786 330 | 786 330 |
Излишек
(недостаток) нарастающим итогом | –1 213 670 | –427 340 | 358 990 | 1 145 320 | 1 931 650 | 2 717 980 | 3 504 310 | 4 290 640 |
НДС
уплаченный | 305 085 | 100 678 | 100 678 | 100 678 | 100 678 | 100 678 | 100 678 | 100 678 |
НДС
начисленный | 0 | 264 600 | 264 600 | 264 600 | 264 600 | 264 600 | 264 600 | 264 600 |
НДС
в бюджет | –305 085 | –141 163 | 22 759 | 186 681 | 350 603 | 163 922 | 163 922 | 163 922 |
Налог
на прибыль 20% | 0 | 104 346 | 104 346 | 104 346 | 104 346 | 104 346 | 104 346 | 104 346 |
Чистая
прибыль нарастающим итогом | –908 585 | –390 523 | 231 885 | 854 293 | 1 476 701 | 2 449 712 | 3 236 042 | 4 022 372 |