Если деятельность приостановлена
Организации — плательщики ЕНВД, могут в силу ряда причин приостанавливать свою деятельность.
Какие налоговые последствия влечет за собой подобная ситуация, разъясняет Минфин РФ в Письме от 22 декабря 2004 г. № 03-06-05-04/84.
Налоговые декларации организации на «вмененке» подают ежеквартально. Минфин считает, что делать это необходимо и в том случае, если деятельность какое-то время не велась и соответственно дохода не приносила.
В обоснование приводится п. 7 Письма ВАС РФ от 17 марта 2004 г. № 71, в котором прямо сказано, что отсутствие по итогам налогового периода суммы налога к уплате не освобождает налогоплательщика от обязанности представить декларацию по данному налогу. Также уточняется, что эта обязанность связана не с наличием суммы налога к уплате, а с положениями законодательства о данном налоге. Относитесь вы к плательщикам ЕНВД, предусматривает п. 3 ст. 346.32 НК РФ подачу декларации не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала — будьте любезны представить декларацию. Хоть и «нулевую».
Однако арбитражная практика складывается по-разному, несмотря на вышеуказанное Письмо ВАС. Есть довольно много решений, в которых налоговым органам отказано во взыскании штрафов с «вмененщиков» за непредставленные «нулевые» декларации.
Известно, что единый налог заменяет собой, в частности, налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения данной деятельности).
Минфин считает, что если в какой-то период деятельность не велась, то данный налог должен быть исчислен и уплачен в бюджет на общих основаниях, даже если это самое «вмененное» имущество бездействовало.
При этом Минфин ссылается почему- то на норму НК, которая как раз и освобождает «вмененное» имущество от налога (п. 4 ст. 346.26). С этим позволим себе не согласиться, поскольку налог на имущество уплачивается лишь с основных средств, используемых в деятельности, не регулируемой спецрежимом. И не имеет значения, работает или простаивает «вмененное» имущество.
СМИ лишили льготы
С 1 января 2005 года услуги по экспедированию, доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, редакционные и издательские услуги, связанные с их производством; услуги по размещению рекламы и информации в периодических печатных изданиях; услуги по оформлению и исполнению договора подписки на печатные издания, в том числе по доставке периодики подписчику (если доставка предусмотрена в договоре подписки), в том числе услуги, оплаченные до 1 января 2005 года, облагаются НДС по ставке 18%. СМИ утрачивают льготу согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ. Именно 18, а не 10% НДС теперь следует указывать в счетах-фактурах.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные с авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, работ или услуг, подлежат вычету, который производится после даты реализации данных товаров, работ или услуг (п. 6 ст. 172 НКРФ).
Если налогообложение авансов, полученных до 1 января 2005 года, произведено по расчетной ставке 10/110, то вычет производится в размере фактически уплаченных сумм.
Однако если при заключении договоров в 2004 году налогоплательщики предусмотрели оплату услуг в 2005 г. с учетом 18%-ной ставки НДС, то с полученных в 2004 году авансов они могут исчислить и уплатить в бюджет сумму НДС по расчетной ставке 18/118 (Письмо ФНС РФ от 9 декабря 2004 г. № 03-1-08/2458/17).
За гастарбайтеров ответите
Ужесточена ответственность работодателей за использование иностранной рабочей силы с нарушениями законодательства, для чего внесены изменения в УК и КоАП РФ (Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ). Так, в КоАП особо оговаривается, что за несоблюдение порядка оформления документов на право пребывания «гостя» в РФ организация заплатит штраф от 100 до 3000 МРОТ (абз. 2 ч. 1 ст. 18.10), за непредставление информации об иностранцах по требованию органов власти — от 200 до 1000 МРОТ (ст. 18.11 п. 2).
В УК РФ введена новая статья 322.1, согласно которой штраф за организацию незаконной миграции может составить до 200 000 рублей (или 2 года лишения свободы).
Заплатите госпошлину, если сумеете
Уплатить госпошлину с 1 января 2005 года не легче, чем транспортный налог. Проблема все та же — изменение порядка платежей. Анкеты на получение загранпаспорта без квитанции об уплате пошлины не принимаются, а по каким реквизитам ее платить, паспортно-визовые службы не в курсе (кстати, размер пошлины увеличен до 400 рублей — ст. 333.28 НК РФ).
В этой и многих других ситуациях несколько поможет Письмо ФНС РФ от 29 декабря 2004 г. № 04-4-09/1273.
Госпошлина в 2005 году полностью зачисляется на счета органов Федерального казначейства, но для уточнения реквизитов счетов, на которые нужно ее зачислять, придется обращаться в ОФК по месту нахождения плательщика. По мнению ФНС, сделать это должны администраторы госпошлины. Недопустимо указывать код администратора «000». Например, при получении паспорта администратором является ФНС РФ —192, при регистрации морских судов — МЧС —177. Информацию о том, кто в каком случае администрирует госпошлину, можно найти в Приложении № 1 к Закону о федеральном бюджете на 2005 год. В полях «ИНН» и «КПП» получателя должны быть указаны реквизиты территориального органа соответствующего администратора госпошлины и кода ОКАТО муниципального образования.
На сайте Минфина РФ размещено официальное объявление о том, что Федеральное казначейство готово принимать платежи как по новым, так и по старым КБК и банковским счетам. Дело за малым —уговорить работников Сбербанка этому поверить.
Тонкости имущественных вычетов
С 1 января 2005 года кардинально изменилась процедура получения имущественных вычетов по НДФЛ (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ). Письмом от 18 ноября 2004 г. № 03-05-01-04/83 Министерство финансов решило внести ясность в порядок применения вычетов по расходам на приобретение жилья.
Напомним, что согласно ст. 220 НК РФ (в новой редакции) вычет может быть предоставлен налогоплательщику не только в налоговой инспекции по окончании налогового периода по месту жительства, но и непосредственно по месту работы, причем еще до окончания налогового периода. Правда, при условии, что, обратившись к работодателю, работник подтвердил право на получение вычета в налоговом органе.
Таким образом, обязанности изучать подтверждающие документы Налоговый кодекс на работодателя не возлагает. Поэтому еще до обращения в бухгалтерию работник должен самостоятельно наведаться в налоговую инспекцию и представить туда, как и прежде, необходимые документы по перечню, имеющемуся в ст. 220 НК РФ.
На основании этих документов налоговый орган выдает уведомление особой формы (утв. Приказом ФНС России от 07.12.2004 № САЭ-3- 041147), подтверждающее право налогоплательщика на получение вычета.
Затем работник отправляется в родную бухгалтерию и предъявляет там полученное от налоговиков разрешение. Никаких иных документов, подтверждающих понесенные расходы или право собственности на недвижимость, работодатель требовать от работника не вправе. Что же, собственно, разъясняет Минфин?
Осталось не ясным, вправе ли работодатель предоставить вычет по расходам, произведенным до 2005 года, ведь изменения вступили в силу только с 1 января.
Другой вопрос: могут ли получить вычет те работники, которые в предыдущие годы получали вычет через налоговую инспекцию, но еще не получили всей суммы? Напомним, что если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
В Минфине пришли к заключению, что в обоих случаях право налогоплательщика на вычет ничем не ограничено:
- во-первых, ст. 220 НК РФ не ограничивает возможность предоставления вычета работодателем лишь годом, в котором у налогоплательщика такое право возникло. Проще говоря, в 2005 году работодатель должен предоставить вычет при возникновения данного права у сотрудника и до 2005 года — при условии представления подтверждающего документа из налоговой инспекции;
- во-вторых, вполне допустимо обратиться в бухгалтерию за получением остатка вычета, даже если прежде он и проходил через налоговую инспекцию.
Еще одно разъяснение касается материальной выгоды. Налоговая ставка 35% применяется к суммам экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных или кредитных средств в части превышения учетной ставки ЦБ РФ (на дату получения таких средств), над суммой процентов, исчисленной по договору (9% годовых в инвалюте) (ст. 224, п. 2 ст. 212 НК РФ).
Исключение составляет экономия на процентах по заемным средствам, полученным от кредитных организаций РФ и израсходованным на новое строительство либо приобретение жилья на основании документов, подтверждающих целевое использование данных средств. В отношении этих средств применяется ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Таким образом, с 1 января 2005 года материальная выгода от экономии на процентах за пользование вышеуказанными целевыми займами облагается налогом по ставке 13%.
Банкрот не банкрот, а взносы отдай
По письменному заявлению работника — члена профсоюза работодатель ежемесячно удерживает из его зарплаты профсоюзные взносы.
Он должен бесплатно перечислить их на счет профсоюзной организации, задерживать перечисление взносов он не вправе (ст. 377 ТК РФ). На практике часто бывает по- другому, что и стало причиной появления Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. ЛЬ 87.
ВАС указал, что споры между работодателем и профсоюзной организацией по поводу взносов рассматриваются в арбитражных судах по общим правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда работодателю грозит банкротство.
Взносы не являются собственным имуществом работодателя и после выплаты зарплаты подлежат немедленному перечислению профсоюзной организации. При осуществлении процедур банкротства мораторий на требования кредиторов (ст. 94, 95 Закона о банкротстве) на данные суммы не распространяется.
ФНС: головокружение от успехов
ФНС отрапортовала о перевыполнении плана по налогам и сборам, зачисляемым в федеральный бюджет.
Всего в 2004 году (с учетом ЕСН) собрано 1973,9 млрд руб., что на 297,3 млрд (17,7%) больше, чем в 2003 году. В бюджет страны мобилизовано 1531,7 млрд руб. доходов, администрируемых ФНС России, что на 219,7 млрд руб. (на 16,7%) больше, чем в 2003 году. Годовое задание на 2004 год, установленное налоговикам в сумме 1452,0 млрд руб. (с учетом НДПИ по нефти), выполнено ими на 105,5%. В федеральный бюджет дополнительно перечислено 79,7 млрд руб.
Любопытно, что только 13 млрд руб. из этих средств ФНС считает поступившими за счет роста цен и объемов добычи нефти, а остальные 66,7 млрд руб. — результат роста экономики и улучшения налогового администрирования. По их расчетам, налоговые поступления без учета НДПИ на нефть составляют 1176,6 млрд руб.