Смена имиджа организации не происходит одномоментно. Нужно не только зарегистрировать новый товарный знак, но и изменить оформление офисов, поменять вывески, закупить новую униформу для сотрудников и т.д. О том, как учитывать подобные расходы при расчете налога на прибыль, Минфин России разъяснил в письме от 25.03.2011 № 03-03-06/2/47.
Регистрация товарного знака занимает достаточно продолжительное время. При этом исключительное право на товарный знак действует уже со дня подачи заявки на его государственную регистрацию (п. 1 ст. 1491 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам (подп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ). Возникает вопрос: в какой момент организация должна включить товарный знак в состав нематериальных активов — в момент подачи документов на регистрацию или в момент получения свидетельства о регистрации?
По мнению финансистов, исключительное право на товарный знак может быть признано нематериальным активом только после получения свидетельства о его регистрации. Действительно, для признания нематериального актива необходимо наличие не только способности приносить компании экономические выгоды, но и надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива, в том числе товарного знака.
Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством о его государственной регистрации (ст. 1477 и 1481 ГК РФ). Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков в порядке, установленном ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Таким образом, свидетельство на товарный знак является документом, подтверждающим существование исключительного права на товарный знак, то есть подтверждает существование самого нематериального актива.
В отношении сопутствующих расходов, связанных с изменением товарного знака (смена вывесок, переоформление офисов, закупка новой униформы для сотрудников), Минфин России отметил, что они учитываются на основании соответствующих статей главы 25 НК РФ в размерах, предусмотренных этими статьями, при условии выполнения требований ст. 252 НК РФ. Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли при методе начисления, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Соответственно затраты на ребрендинг организация учтет в составе расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти затраты были произведены. При этом факт наличия свидетельства о регистрации товарного знака значения не имеет.