Федеральный закон от 25.02.2011 № 21-ФЗ изменил порядок расчета пособий по беременности и родам. Это связано с тем, что правила для начисления таких пособий, которые начали действовать с начала этого года, негативно отразились на суммах выплат — на руки будущие мамы стали получать гораздо меньше. Вот как законодатели попытались исправить ситуацию.
Комментируемый закон внес поправки в Федеральный закон от 29.06.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) и в Федеральный закон от 08.12.2006 № 343-ФЗ. В результате внесенных изменений у будущих мам появилось право написать заявление с просьбой назначить, исчислить и выплатить пособие исходя из норм Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января этого года.
Такой же порядок установлен и для ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Но такая возможность предусмотрена только для страховых случаев, которые наступили с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.
Если работницы выберут прежний порядок расчета, то пособия будут определяться исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.
Новшества вступят в силу с момента опубликования закона, но применяться будут к правоотношениям, возникшим с 1 января этого года. По мнению законодателей, «дополнительный переходный период… даст возможность гражданам адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о дате рождения ребенка».
Отметим, что текст проекта, изначально поступивший в Госдуму, не совпадает с принятым законом. Так, переходный период увеличен до двух лет, а планировался один год.
В феврале этого года Верховный суд РФ принял решение от 09.02.2011 № ГКПИ10-1462, которое признает недействительными п. 8 и абз. 2 п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, далее — Положение). Напомним, что в п. 8 Положения перечислены периоды, а также начисленные за них суммы, которые исключаются из расчета среднего заработка при исчислении размера пособия. А в абзаце 2 п. 15 Положения приведен порядок расчета среднего дневного заработка со ссылкой на п. 8 Положения.
Возникает вопрос: можно ли указанные пункты применять в этом году в том случае, когда пособие рассчитывается по старым правилам? На наш взгляд, можно. Ведь суд принял такое решение в связи с тем, что спорные пункты Положения не соответствуют новой редакции Закона № 255-ФЗ. Поэтому при расчете пособий по старым правилам никаких противоречий нет.
После того как закончится двухгодичный переходный период, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтеров ожидают два разных порядка расчета среднедневного заработка. Один — для пособий по временной нетрудоспособности. Второй — для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Проанализируем их.
Расчет останется таким же, как и сейчас. Напомним его алгоритм.
1. Сначала определяется средний заработок за два года, предшествующих году наступления страхового случая. При этом учитываются только те суммы, на которые начислялись взносы на обязательное социальное страхование по правилам, установленным в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
2. Средний заработок за каждый год нужно сравнить с предельной величиной базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Если фактический средний заработок превышает указанный лимит, пособие рассчитывают исходя из предельной величины базы.
3. Средний дневной заработок, исходя из которого рассчитывается пособие, определяется путем деления заработка за два года на 730.
4. Размер пособия корректируется на продолжительность страхового стажа.
5. Рассчитываем конкретный размер пособия: средний дневной заработок умножаем на количество календарных дней болезни.
Для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком правила изменены. Соответствующие поправки внесены в ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Расчет будет такой. Нужно определить средний заработок за два года, предшествующих году наступления страхового случая, и разделить эту сумму на число календарных дней в указанном периоде. Из расчета исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
— периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
— дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
— период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы не начислялись.
Обратите внимание: средний заработок учитывается за каждый год в сумме, не превышающей предельную величину базы по страховым взносам за соответствующий год.
Как видим, все новое — это хорошо забытое старое. Ведь ранее средний дневной заработок определяли так: средний заработок за расчетный период делили на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г.). При этом согласно п. 8 Положения из расчетного исключались определенные периоды и начисленные за них суммы. Некоторые из таких периодов теперь введены в закон. Правда, «правительственный» список состоял из семи пунктов, а новый всего из трех. Еще одно отличие — суммы, начисленные за указанные периоды, теперь из среднего заработка не исключают.