сС этого года действует новый, повышенный порог максимальной суммы дохода для перехода на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль раз в квартал. Обоснованность применения такого порядка расчетов с бюджетом в каждом конкретном случае должны проверить налоговые органы на основании декларации по налогу на прибыль за 2010 г. О методике такого контроля сообщается в письме ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-43/2894@.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 286 НК РФ. Согласно поправкам организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, перечисляют в бюджет только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Напомним, что в прошлом году максимальный порог составлял 3 млн руб. за каждый квартал. В связи с этим компании завалили налоговую службу запросами о порядке перехода на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетного периода. И вот что ответили налоговики.
Статья 286 НК РФ предусматривает три варианта расчета с бюджетом по налогу на прибыль.
1. Налогоплательщик уплачивает ежемесячные авансовые платежи внутри квартала исходя из 1/3 суммы авансового платежа за предыдущий квартал.
2. Компания может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
3. Если доход организации в среднем за каждый квартал не превысил 10 млн руб., то она платит авансовые платежи поквартально.
Для каждого случая в письме даны свои пояснения. Приведем их в той последовательности, в которой мы перечислили варианты расчетов с бюджетом.
1. Для перехода на упрощенный вариант уплаты авансов необходимо, чтобы доходы организации за 2010 г. составили от 12 млн руб. (3 млн руб. х 4) до 40 млн руб. (10 млн руб. х 4). Если это условие соблюдается, то в I квартале 2011 г. не надо платить в бюджет ранее начисленные авансы по срокам уплаты до 28 января, до 28 февраля и до 28 марта.
2. Если же компания платила ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то перейти на уплату квартальных авансовых платежей она может в том случае, когда ее доходы в 2010 г. составили не более 10 млн руб. за каждый квартал.
3. Продолжать платить поквартальные платежи могут те компании, чьи доходы составили до 10 млн руб. в среднем за каждый квартал.
В комментируемом письме ФНС рекомендует налоговым инспекторам придерживаться следующего порядка.
Вопервых, налоговики на основании представленной декларации по налогу на прибыль за 2010 г. должны выбрать налогоплательщиков, у которых доход от реализации не превышает сумму 10 млн руб. включительно в среднем за каждый квартал 2010 г. Заметим, что под выборку подпадают все организации. Это связано с тем, что ФНС России рекомендует отбирать те компании, у которых по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» листа 02 налоговой декларации стоят коды «1», «2» и «3». Но других показателей для данного поля и нет. Код «2» проставляют сельскохозяйственные товаропроизводители, «3» — резиденты особой экономической зоны, «1» — все остальные организации. Кроме этого в отбор попадают организации, у которых в листе 05 по реквизиту «Вид операции» проставлены коды «1», «2», «3», «4» и «5». И опять же налоговики упомянули все допустимые значения по этому полю. Напомним, что в листе 05 приводится расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке. Так, этот лист предназначен для отражения операций с ценными бумагами.
Вовторых, для того чтобы убедиться в том, что компания не нарушает (или, наоборот, нарушает) установленный предел дохода, инспекторы должны произвести расчет по следующей формуле:
[стр. 010 листа 02 + (стр. 010 + стр. 020) листа 05 + (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 + стр. 050) листа 06] : 4.
Если в итоге получилась сумма менее 10 млн руб., то компания должна перейти на квартальную уплату налога.
Втретьих, инспекторы должны проверить, исчислены ли данными организациями в налоговых декларациях за девять месяцев 2010 г. ежемесячные авансовые платежи на IV квартал 2010 г., сумма которых определяет размер ежемесячных авансовых платежей I квартала 2011 г. (стр. 290 – стр. 310 листа 02, стр. 121 приложения № 5 к листу 02). Также налоговики проконтролируют, проинформировала ли компания налоговые органы о соответствии доходов от реализации за 2010 г. указанному выше критерию для уплаты авансов раз в квартал и был ли решен вопрос о неначислении ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2011 г. Это необходимо сделать контролерам для того, чтобы понять, нужно ли им вносить корректировки в лицевую карточку компании.
Вчетвертых, необходимо внести изменения в карточку «РСВ», если компания перешла на поквартальную уплату налога. Структурное подразделение налогового органа по месту учета компании, осуществляющее проверку налоговых деклараций за 2010 г., направляет в отдел, который занимается вводом информации, служебную записку о необходимости сложения начисленных сумм ежемесячных авансов на I квартал 2011 г. по соответствующим срокам уплаты. В пятидневный срок со дня сложения платежей налоговый орган информирует организацию об изменении порядка уплаты им авансовых платежей.
Впятых, если у компании есть обособленные подразделения, подведомственные иным налоговым органам, инспекция по месту учета налогоплательщика в пятидневный срок должна направить в налоговые органы по месту нахождения подразделений информационное сообщение об изменении с 1 января 2011 г. порядка уплаты авансов.
Работа по сложению начисленных в I квартале 2011 г. сумм ежемесячных авансовых платежей проводится инспекторами по месту нахождения обособленных подразделений в указанном выше порядке.
И напоследок, налоговики дали компаниям, которые с этого года перешли на квартальную уплату авансовых платежей, рекомендации по заполнению декларации по налогу на прибыль за I квартал 2011 г. По строкам 210—230 листа 02 и строке 080 приложения № 5 к листу 02 такие организации должны проставить прочерки. Напомним, что по строкам 210—230 листа 02 компании указывают суммы начисленных авансовых платежей с разбивкой по бюджетам, а по строке 080 приложения № 5 к листу 02 отражают сумму налога, начисленного в бюджет субъекта РФ.