Возможностью сдать налоговую декларацию без посещения инспекции, а путем отправки заказного письма пользуются многие бухгалтеры. Бывает, что почтовые отправления не всегда доходят до адресата. В этом случае существует риск возникновения претензий со стороны проверяющих именно к организации, а не к почтовому отделению, осуществляющему пересылку корреспонденции. Такая ситуация рассмотрена в Определении ВАС РФ от 26.01.2011 № ВАС-193/11.
У компаний есть право сдавать налоговую отчетность разными способами. Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ отчетность может быть представлена в инспекцию лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
В случае нарушения срока сдачи налоговых деклараций компании грозит штраф по ст. 119 НК РФ. Напомним, что с 2 сентября 2010 г. ст. 119 НК РФ действует в новой редакции. Соответствующие изменения в эту норму Кодекса были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
Теперь штраф за опоздание составляет 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Кроме того, существует риск блокировки счета. Решение о приостановлении операций по счетам плательщика в банке может быть принято в качестве обеспечительной меры, если компания задерживает сдачу отчета более десяти дней после установленного законодательством срока сдачи декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Важность своевременной отправки декларации сомнений не вызывает. Но в случае если компания свою обязанность исполнит, но до налогового органа отчет не дойдет, последний может выставить организации штраф. Так и произошло в деле, которое в порядке надзора рассмотрел ВАС РФ (Определение от 26.01.2011 № ВАС-193/11).
Предыстория вопроса такова. Организация воспользовалась своим законным правом и направила декларацию по НДС в налоговую инспекцию почтой. Причем указанный способ сдачи отчетности — традиционный для компании.
Через некоторое время налоговый орган провел выездную проверку в организации, в ходе которой выяснилось, что эту декларацию инспекция не получала. Проверяющие сделали вывод, что отчетность вообще не была сдана. Компанию привлекли к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в виде штрафа и пеней. Общая сумма санкций составила более 6,5 млн руб.
Организация не согласилась с решением инспекции и обжаловала его в вышестоящий налоговый орган, к сожалению, безрезультатно. Тогда фирма обратилась в арбитражный суд. Доказательством отправки письма служили копии почтовой квитанции и описи вложения.
В процессе рассмотрения дела выяснилось, что декларация не дошла до инспекции изза ошибки работника почты. При наборе квитанции в приеме заказного письма оператором некорректно создана информация об адресе лица, которому отправляется письмо, а именно не был указан номер ИФНС.
Суд пришел к следующему выводу. Так как квитанцию оформлял служащий почты, допущенные им ошибки не могут иметь негативных последствий для организации. Кроме того, инспекция не представила доказательства неполучения спорной декларации, а также доказательства того, что в почтовом отправлении содержалась иная документация.
Также с точки зрения судов трех инстанций (первой, апелляционной и кассационной) доказательств об отправке (квитанции и описи), которые представила компания, вполне достаточно для того, чтобы утверждать: плательщик свою обязанность исполнил и сделал это в срок. Таким образом, его вины в том, что декларация не дошла до налогового органа, нет. Соответственно штраф по ст. 119 НК РФ неправомерен.
Однако налоговый орган не сдавался и обратился с жалобой в Высший арбитражный суд РФ. Но и там не нашел поддержки. Судьи сочли необоснованным довод инспекции о том, что фирма не представила налоговому органу уведомление о вручении заказного письма. Такое обоснование не может быть принято, поскольку оно не основано на нормах права. Налоговый кодекс не возлагает на организацию такую обязанность при отправке налоговой декларации по почте. Так компания отстояла свою позицию.