Поручение президента Дмитрия Медведева об изгнании госчиновников из бизнеса и в самом деле начали выполнять. Игорь Сечин уже прощается с «Роснефтью».
В начале марта президент Дмитрий Медведев поручил правительству заменить на независимых директоров профильных вице-премьеров и министров в советах директоров госкомпаний, работающих в конкурентной среде, — для повышения прозрачности компаний и улучшения инвестиционного климата в целом. Уже через четыре дня на сайте Кремля появился перечень поручений, в котором было обозначено 17 таких госкомпаний, которые в срок до 1 июля должны будут расстаться с чиновниками в высших органах управления.
Однако в дальнейшем реформа распространилась и на остальные госкомпании — президент поручил всем вице-премьерам, министрам и сотрудникам своей администрации до 1 октября покинуть советы директоров и наблюдательные советы всех госкомпаний, даже если они монополисты или чиновники заседают в их советах «не по профилю». Остаться могут только руководители не выше замминистра, но и они не могут возглавлять советы.
Сейчас в советах директоров девяти госкомпаний трудятся девять вице-премьеров, в десяти — 16 федеральных министров, в 47 крупнейших госкомпаниях — 205 прочих чиновников. Заменят высокопоставленных госслужащих профессиональные поверенные, которые голосуют по директивам правительства, или независимые директора. Реформа пройдет в два этапа, потому что очень трудно набрать необходимое количество профессионалов, отмечает президент. Сейчас в советах крупнейших госкомпаний около 180 профессионалов, из них около 100 — поверенные.
Эксперты не считают, что мера радикально повлияет на управление госкомпаниями. Профессиональные поверенные голосуют по директивам, а согласовывает их профильное ведомство, их руководящая роль сохранится, к тому же министры смогут влиять и через своих замов. Некоторые наблюдатели выражают опасения, что благодаря «снижению» уровня до замминистра «вопросы» будут решаться еще тише. К тому же может вырасти новая плеяда зиц-председателей. Независимые эксперты предложили обратную схему: оставить чиновников в советах директоров, а зато лишить их постов в государственных органах управления.
Вице-премьер И. Сечин не стал тянуть с исполнением поручения президента чиновникам не участвовать в управлении госкомпаниями и отказался от поста председателя совета директоров «Роснефти». Также вице-премьер объявил об отказе баллотироваться в новый состав совета. И.о. руководителя совета директоров избран вице-президент РАН Андрей Некипелов. Президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил, что отказались баллотироваться в новый состав совета министр экономического развития Эльвира Набиуллина и помощник президента Аркадий Дворкович.
Вслед за ними Сергей Шматко может досрочно попроситься в отставку с поста председателя совета директоров «Транснефти» и «Зарубежнефти» в ближайшее время, утверждают источники, близкие к монополии и Минэнерго. Ожидается, что это произойдет на ближайших заседаниях наблюдательных советов обеих компаний. В «Транснефти» совет соберется на следующей неделе, будет ли обсуждаться вопрос о чиновниках, пока неизвестно.
Замена госслужащих на профессиональных директоров, по всей видимости, будет проходить в несколько этапов. Отказ высших чиновников баллотироваться в новый состав совета требуется в том случае, если государство номинировало в совет столько кандидатов, сколько может провести. Брешь в этом случае может быть ликвидирована советом директоров, который имеет право предложить свою кандидатуру. Так уже случилось в «Роснефти» — вместо И. Сечина в список включен вице-президент ВТБ Сергей Шишин. Если у государства имеется «скамейка запасных», то самоотвода не надо — за высокопоставленных чиновников просто не будут поданы голоса на собрании акционеров.
В тех госкомпаниях, в которых у государства 100% голосующих акций, совет директоров фактически назначается распоряжением правительства. Таким образом, созывать внеочередные собрания акционеров не придется почти никому. Есть пока неназываемые исключения, их три.
Созыв внеочередных собраний стоит немалых денег, и компании смогут сэкономить, если государство сможет реализовать свои инициативы без них. Некоторые наблюдатели полагают, что сроки 1 июля и 1 октября слишком малые. Замена госчиновников будет происходить в спешке, и это не позволит внимательно и спокойно отобрать кандидатов, которые действительно бы улучшили качество управления госкомпанией. Поскольку четких критериев отбора кандидатов пока нет и потенциал улучшения управления может быть у кандидатов скрытым талантом, то в ближайшее время мы увидим интересную массовую картину «торговли за места». Пока же рынки гадают, как будет формироваться резерв замены и кто займет эту «скамейку запасных». Пессимистически настроенные наблюдатели называют два источника пополнения профессиональных поверенных — дети и другие родственники госчиновников и бывшие или действующие сотрудники ФСБ.
К сведению
Советы директоров 17 госкомпаний лишатся министров и вице-премьеров к 1 июля.
ВТБ и «Алроса» останутся без вице-премьера Алексея Кудрина.
Россельхозбанк, «Росагролизинг» и «Росспиртпром» — без первого вице-премьера Виктора Зубкова.
«Роснефть, «Роснефтегаз» и «Интер РАО ЕЭС» покинет вице-премьер Игорь Сечин.
«Оборонсервис» — министр обороны Анатолий Сердюков.
«РусГидро», «Газпром» и «Зарубежнефть» покинет министр энергетики Сергей Шматко.
«Шереметьево» и «Аэрофлот» — министр транспорта Игорь Левитин.
«Объединенная зерновая компания» лишится министра сельского хозяйства Елены Скрынник.
«Связьинвест» и «Первый канал» останутся без министра связи Игоря Щеголева.