Банкротство туроператора поставило страховщика на грань выживания, потому что он не делал резервов и не отдавал лишние риски в перестрахование.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), получившая в прошлом месяце права и обязанности Федеральной службы страхового надзора (ФССН), приостановила действие лицензии у СК «Инно-гарант».
Ситуация с этой компанией стала резко ухудшаться с конца ноября, после того как крупный российский туроператор «Капитал Тур», с которым за год до того «Инногарант» подписал протокол о намерениях продолжать партнерство и расширять спектр совместных проектов, остановил свою деятельность.
В официальном сообщении о ходе работы с клиентами обанкротившегося туроператора «Инногарант» назвал ситуацию с «Капитал Туром» «беспрецедентной для российского страхового рынка» по количеству обращений граждан и заявлений на страховую выплату. Обязательства по страховой выплате пострадавшим туристам оценивались примерно в 200 млн руб. «Капитал Тур» застраховал свою ответственность в «Инногаранте» на общую страховую сумму 100 млн руб. Поскольку законодательство позволяет в подобных случаях (когда требования компенсации ущерба направлены более чем одним туристом и их сумма превышает лимит, установленный договором страхования) проводить страховые выплаты по пропорциональному принципу, «Инногарант» объявил, что намерен поступить именно таким образом.
Однако проблемы с клиентами «Капитал Тура» были не единственными у страховщика. Помимо этого «Инногарант» задолжал клиентам по ОСАГО сумму, составляющую, по оценке экспертов из Российского союза автостраховщиков (РСА), 160—170 млн руб. На сайте «проволочки.ру», который собирает отзывы о качестве, полноте и скорости выплат у разных страховых компаний, «Инногарант» попал в черные списки по отзывам страхователей еще в прошлом году. Также страховщик задолжал РСА членские взносы в размере 9 млн руб. В результате в феврале 2011 г. действие лицензий по ОСАГО и автокаско страховщика было ограничено приказом ФССН.
«Инногарант» продолжал бороться за жизнь и 31 марта 2011 г. по суду вернул себе право на продажу полисов автострахования. Однако уже на следующий день судебные приставы Пресненского районного отдела УФССП по г. Москве арестовали 120 000 бланков ОСАГО страховой компании «Инногарант», находившихся в РСА на ответственном хранении. По сведениям из пресс-службы «Ингосстраха», бланки были арестованы в рамках судебных тяжб по суброгации со страховой компанией «Ингосстрах», долги перед которой у «Инногаранта» составляют 40 млн руб.
«Они много кому должны. С „Капитал Туром“ они вляпались. Они, видимо, просто хапали взносы, резервы не откладывали, оставляли риски на собственной ответственности. Это частая болезнь мелких и региональных компаний», — прокомментировали ситуацию в «Ингосстрахе».
По данным Агентства страховых новостей (АСН), сборы «Инногаранта» в 2010 г. составили 2,6 млрд руб., в том числе 731,7 млн руб. по ОСАГО и 231 млн руб. по автокаско. В ренкинге страховых компаний по объему сборов по ОСАГО компания стоит на 19-м месте. Страховщик продал 231 300 полисов, получил 28 500 заявлений на выплаты и урегулировал 21 400 страховых случаев по ОСАГО.
Теоретически деньги на выплаты у «Инногаранта» должны быть: уставный капитал компании составляет 1,65 млрд руб. Практически денег, судя по всему, нет. По непроверенным данным, ликвидные активы компании были выведены в офшорные зоны еще в 2008—2009 гг., а уставный капитал является дутым.
Тем временем от непрофессиональных (или, наоборот, профессиональных, просто нацеленных на свой карман?) действий страховщика страдают обычные пользователи. Вот один из типичных отзывов о работе «Инногаранта» с сайта «проволочки.ру» (http://www.provolochki.ru).
«В конце мая 2010 года собирался с семьей в турпоездку в Чехию. Но в визах всей нашей семье было отказано без объяснения причин. Так как я предварительно страховался от невыезда (всегда так делаю), то сразу же обратился в офис страховой компании.
В начале июня подал все документы и стал ждать ответа. Там мне ответили положительно, но почему-то указали, что датой моего заявления будет считаться 21.07.2010 № 1637. То есть почти через полтора месяца после подачи. И выплату будут производить через 2—3 месяца именно от этой даты.
Прошло уже 6 месяцев, и мне каждый раз отвечают, что время выплаты еще не подошло, когда подойдет — не знают, а я могу жаловаться и писать разные требования. Выходит, если не писать, так выплат совсем не будет? Странно как-то это все. Впервые пользовался этой страховой компанией и, похоже, что последний раз».