На международном рынке страхования космических рисков в 2010 г. наблюдались тенденции к смягчению условий заключения договоров и увеличению емкости страхования, но ставки и условия по российским проектам по-прежнему довольно жесткие. По словам начальника управления страхования космических и авиационных рисков ОСАО «Ингосстрах» Антона Алмазова, такое отношение связано с убытками, полученными после полной гибели космического аппарата (КА) КazSat и частичной — КА «Экспресс АМ2».
Привлекательность российского страхового рынка для размещения международных проектов не ослабла и продолжает постепенно расти. Рост сдерживается тем фактом, что у большинства российских страховых компаний не хватает емкости и отсутствуют международные рейтинги финансовой устойчивости.
Согласно апрельскому пресс-релизу «Ингосстраха», по предварительным данным за 12 месяцев прошлого года сборы компании по страхованию авиационных и космических рисков составили 2,49 млрд руб., что на 14% больше по сравнению с 2009 г.
По авиационному страхованию объем премии за этот период вырос на 16%, достигнув 2,1 млрд руб., из которых 1,202 млрд руб. пришлось на прямое страхование. В том числе сбор премии по страхованию каско воздушных судов составил 730 млн руб., по страхованию ответственности авиаперевозчиков — 382 млн руб., по страхованию ответственности владельцев аэропортов — 90 млн руб.
Среди тенденций прошлого года с точки зрения успехов в авиационной промышленности самой значимой А. Алмазов считает наращивание объемов производства военной авиатехники и самолетов специального назначения, а также разработку совершенно нового самолета.
В 2010 г. по авиационному страхованию в «Ингосстрах» было заявлено 260 убытков. Общая сумма выплат по авиационным рискам составила 359 млн руб. Среди наиболее крупных урегулированных убытков можно отметить следующие выплаты:
-
31 млн руб. в связи с катастрофой вертолета Ми-8Т в результате столкновения с горой в Афганистане;
-
19 млн руб. по причине полной конструктивной гибели вертолета Ми-8Т в результате аварийной посадки в районе Талаканского месторождения;
-
16 млн руб. из-за повреждения передней стойки шасси самолета Ан-124-100 «Руслан» на аэродроме Чандигарх (Индия).
Объем премии «Ингосстраха» по страхованию космических рисков составил 440 млн руб., в том числе 390 млн руб. по прямому страхованию, что на 6% больше по сравнению с показателями 2009 г. Совокупный объем выплат по космическим рискам в истекшем году составил более 107 млн руб.
Среди крупных страховых выплат прошлого года можно отметить 2,2 млн долл. за частичную гибель индонезийского спутника связи Palapa D.
К сведению
1. Мировой рынок страхования запуска ракет и спутников — 1 млрд долл. США.
2. Общий объем рынка страхования космических рисков в России в 2010 г. — 900 млн руб. (или 30 млн долл. США).
3. Доля «Ингосстраха» на рынке — 440 млн руб.
Источник: «Ингосстрах»