Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н утверждены форма и порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год.
Документ издан в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), которая действует с начала этого года.
С этого года пособия рассчитываются исходя из заработка работника за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Если физическое лицо все это время трудилось в одной и той же организации, то проблем с расчетом суммы пособия не возникнет. Другое дело, когда сотрудник на протяжении двух лет менял место службы. Для правильного исчисления пособия бухгалтерии компании, где в настоящее время работает физическое лицо, потребуются данные о его доходах с прежних мест работы.
Чтобы не возникло проблем с определением доходов, включаемых в расчет пособия, Законом № 255-ФЗ на работодателя возложена обязанность при увольнении сотрудников выдавать им справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы. Если же работник уволился не в этом году, а в 2010 г. или 2009 г., то организация обязана предоставить такую справку при предъявлении бывшим работником соответствующего заявления (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).
У работника, в свою очередь, есть обязанность для назначения и выплаты пособия представлять по месту работы не только больничный листок, но и указанную справку (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Форму справки и порядок ее выдачи должен разработать и утвердить Минздравсоцразвития России.
Несмотря на то что новые правила расчета пособий действуют с 1 января 2011 г., до настоящего времени форма справка и порядок ее выдачи не были утверждены. Это создавало определенные трудности при исчислении пособий. И вот только в марте этого года необходимый документ был утвержден приказом № 4н.
Форма справки достаточно простая, и бухгалтерам не составит труда ее заполнить. В ней указываются:
— данные о работодателе (наименование организации, регистрационный номер, код подчиненности, ИНН/КПП, адрес и телефон компании);
— сведения о работнике (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР), период работы, в течение которого работник подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
— информация о сумме заработка, на которые были начислены страховые взносы (эти данные указываются с разбивкой по годам — за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год).
Сведения в справку вносят на основании данных бухгалтерского учета. Документ подписывают руководитель и главный бухгалтер организации, и он заверяется печатью. Обратите внимание, печать не должна закрывать подписи.
А теперь рассмотрим порядок выдачи справки.
Согласно утвержденному порядку компания обязана выдавать справку при увольнении работника в последний день его работы. Никакого заявления от физического лица не нужно. При невозможности вручить справку в этот день компания должна направить сотруднику уведомление о необходимости либо явиться за документом лично, либо дать согласие на отправление справки по почте.
Если за справкой обратится бывший работник, то с него нужно взять заявление о ее выдаче. Написать он его может не только лично, но и доверить это своему представителю. Правда, для этого нужна нотариальная доверенность. Также заявление можно отправить по почте.
Обращает на себя внимание формулировка п. 3 Порядка выдачи справки, установленного в приложении № 2 к приказу № 4н: «После прекращения работы (службы, иной деятельности) Справка выдается... не позднее трех рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления».
Как мы все понимаем, получить заявление организация может в один день, а зарегистрировать его гораздо позже. Обратите внимание, в Законе № 255-ФЗ про регистрацию ничего не говорится. Формулировка самой нормы п. 3 ч. 2 ст. 4.1 такова — справку нужно выдать «не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления». То есть отправной точкой будет дата подписания заявления работником. Рекомендуем придерживаться именно этого порядка. Ведь закон имеет большую юридическую силу, чем приказ. Поэтому в случае претензии от сотрудника организации будет очень сложно доказать, что она не пропустила установленные сроки выдачи справки.
Заполнять справку можно как от руки, так и на компьютере. Причем исправления в ней недопустимы.