Мурманская областная дума предлагает при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предоставлять преимущества организациям, расположенным в районах Крайнего Севера. Соответствующий законопроект она уже внесла в Госдуму на расмотрение.
Региональные депутаты предлагают дополнить Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) новой ст. 14.1, в соответствии с которой преимущество при получении госзаказа получат организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на Крайнем Севере. Их перечень будет устанавливаться Правительством РФ. Заказчик или уполномоченный орган в извещениях о проведении открытого конкурса должен включить сведения о их преимуществах, если они им определены. Они могут устанавливать такие преимущества до 37% от предлагаемой цены контракта. Определение порядка установления преимущества, а также перечня работ (услуг) предлагается отнести к полномочиям Правительства РФ. В таком случае конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок должна будет учитывать приоритетное положение указанных участников.
Кроме того, предлагается внести изменение в ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Данные организации в предусмотренных Правительством РФ случаях включаются в перечень оснований, когда размещение заказа осуществляется заказчиком у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Необходимость внесения таких поправок депутаты объясняют вытеснением местных отраслевых организаций с рынка строительных услуг хозяйствующими субъектами из других регионов. Объясняют они это тем, что единственным критерием при определении победителя аукциона является низкая цена. В результате северные организации, включающие в сметную цену районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, изначально оказываются в проигрыше. По их мнению, принятие законопроекта позволит северным территориям сохранить на товарном региональном рынке свои организации.