Чтобы объединиться для разработки единых правил работы и лоббирования интересов отрасли, СРО аудиторов должны преодолеть правовую коллизию и психологический барьер. Дело в том, что регулятор (Минфин) настаивает на том, чтобы они занимались этой работой под его руководством и на его площадке, но большинство представителей профобъединений аудиторов считают, что успешно защищать свои интересы они смогут, только если создадут независимый от Минфина совет, объединяющий все аудиторские СРО. Удастся ли аудиторам создать ассоциацию СРО на национальном уровне в ситуации неодобрения своего патрона?
Концепция саморегулирования предполагает, что образованные в отраслях саморегулируемые организации могут собираться в национальные объединения, для того чтобы общими усилиями создавать стандарты работы на рынке. Это закреплено в ст. 24 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ).
Можно заметить, что национальные объединения рано или поздно формируются в отраслях, где саморегулирование активно развивается на добровольной основе и регулируется Законом № 315-ФЗ, например, как у СРО, управляющих недвижимостью. Или в случае делегированного саморегулирования соответствующая норма прописана в отраслевом законе, как, например, у оценщиков, чьи СРО в течение года после введения саморегулирования собрались в Национальный совет по оценочной деятельности.
Но на рынке аудиторских услуг возникла особая ситуация.
Регулирующий его Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не содержит нормы о национальном объединении: Минфин как регулятор рынка настоял на том, чтобы ее исключить из проекта закона. В статье 16 действующей редакции закона говорится о создании Совета по аудиторской деятельности— органа, состав и работа которого полностью контролируется регулятором. И он определил, что войти в него должны всего два представителя от аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СРО, два представителя Минфина, десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, по одному представителю от Минэкономразвития, ФСФР и Банка России. Правда, при совете должен быть создан рабочий орган, доля представителей СРО аудиторов в котором должна быть не менее 70% общего числа, но и состав, и положение о рабочем органе утверждаются Минфином.
Нужен лоббист
Анализируя состав совета, а также то, как регулируется его работа, нельзя не заметить, что он может стать отличной площадкой для обсуждения государственной политики в сфере аудиторской деятельности и рассмотрения обращений и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов. Но вряд ли он будет способствовать формированию единой позиции аудиторов в отстаивании общих интересов. Совет — скорее площадка для лоббистской деятельности всех заинтересованных сторон, а не сам лоббист интересов аудиторов.
Лидеры же саморегулируемых организаций открыто артикулируют необходимость отраслевого лоббиста, в том числе и потому, что, как им кажется, руководство страны вообще не заинтересовано в отечественных аудиторах, предпочитая им коллег с международной репутацией и иностранными корнями. И в силу этого и так небольшая доля рынка, приходящаяся на национальных аудиторов, еще уменьшится.
Все опрошенные «ЭЖ» представители СРО аудиторов говорили о том, что необходимо найти достаточно мощную фигуру, которая могла бы стать эффективным проводником их интересов в руководстве страны, такую, какой стал Герман Греф у оценщиков. Но необходимым условием для этого является выработка единой позиции в рамках общей организации, от лица которой они могли бы сделать предложение подходящему кандидату.
Когда в товарищах согласие есть
Могут ли аудиторы создать объединение на национальном уровне, если эта возможность не упоминается в отраслевом законе? На наш взгляд, к этому нет никаких препятствий. Деятельность СРО, не регулируемая их отраслевыми законами, регулируется Законом № 315-ФЗ, в котором возможность создания нацобъединения предусмотрена.
Конкурирующие друг с другом долгое время профессиональные объединения аудиторов еще накануне введения саморегулирования начали совместную работу. Ими был создан координационный совет, который хоть и работает на общественных началах, как «сердечное соглашение», но регулярно каждый месяц собирается для согласования и решения текущих проблем. Повестку дня формирует и принимает координационный совет на своей территории поочередно каждая из шести СРО аудиторов. Успешный опыт работы совета по согласованию положений кодекса профессиональной деятельности и правил независимости для всего аудиторского сообщества, а также совместного решения многих других вопросов естественным образом подвел руководителей аудиторских СРО к идее зарегистрировать его как ассоциацию «Национальный совет СРО аудиторов», тем более что прописанный в законе об аудиторской деятельности совет при Минфине так и не сформировался и не начал свою работу.
По поручению координационного совета был написан устав будущего совета, который уже согласован всеми шестью СРО аудиторов. В нем перечислены такие цели объединения, как выработка совместной позиции СРО по ключевым проблемам развития аудита, укрепление профессионального взаимодействия с государственными органами по вопросам правового и экономического регулирования, защита прав и законных интересов СРО аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности и содействие повышению конкурентоспособности рынка аудиторских услуг.
Чем займется нацсовет
Среди упомянутых в уставе задач национального совета —подготовка совместных предложений по совершенствованию регулирования аудиторской деятельности, организация распространения международных стандартов и лучших международных практик в области контроля качества.
К этому времени уже сформированы и начали работу 12 профессиональных комитетов будущего национального совета:
- по информационным вопросам и работе со СМИ;
- по контролю качества;
- по международным связям;
- по образованию;
- по противодействию коррупции;
- по противодействию недобросовестной конкуренции;
- по работе с органами государственной власти;
- по региональной политике;
- по стандартам и аудиторской практике;
- по трудовым вопросам;
- по членству и ведению реестра;
- по этике, спорам и апелляциям.
В состав комитетов вошли по два представителя от каждой СРО аудиторов. По два комитета закреплены каждым из шести СРО, чьи представители организуют и возглавляют работу в них.
Высшим органом управления НСА должно стать общее собрание членов, а постоянно действующим коллегиальным органом — президиум, в состав которого входит президент национального совета, которым может быть избран известный государственный общественный или политический деятель, внесший существенный вклад в развитие российской экономики, но не представитель членов нацсовета (тот самый мощный лоббист для отрасли).
Президент избирается общим собранием, для того чтобы представлять НСА во взаимоотношениях с российскими, международными и зарубежными государственными и негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации.
Работой президиума руководит председатель, который избирается на год только из представителей СРО аудиторов. Президиум поочередно должны возглавлять представители всех СРО.
Члены президиума от любой из саморегулируемых организаций не вправе занимать пост председателя повторно до тех пор, пока члены президиума — представители от других СРО — этот пост не занимали. Первым председателем президиума избран Анатолий Шеремет, возглавляющий СРО «Аудиторская ассоциация „Содружество“».
Когда регистрация?
Осталось два юридически значимых шага до появления Национального совета аудиторов в качестве юридического лица. Во-первых, все СРО должны на основании ст. 24 Закона № 315‑ФЗ на общем собрании и в соответствии с уставом принять решение о вступлении в него. И во-вторых, нужно зарегистрировать его в Минюсте.
Однако при всем единодушном одобрении идеи нацсовета, высказываемом руководителями саморегулируемых организаций, реализуемость первого из необходимых шагов остается под вопросом. Когда недавно Московская аудиторская палата распространила пресс-релиз о том, что решается вопрос о создании национального совета, некоторые рядовые аудиторы начали высказывать возмущение тем, что создается еще одна организация, которую они должны содержать своими взносами, которая к тому же будет надстройкой над навязанными им государством саморегулируемыми организациями.
По сведениям, предоставленным «ЭЖ» представителями аудиторского сообщества, необходимое решение о вступлении в нацсовет приняли четыре аудиторские СРО: Институт профессиональных аудиторов, Аудиторская ассоциация «Содружество», Московская аудиторская палата, Российская коллегия аудиторов. Общие собрания Аудиторской палаты России и Гильдии аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров должны состояться в мае. Предположительно вопрос о вступлении должен попасть в их повестки дня. И если он будет решен положительно, то препятствий для регистрации организации в Минюсте быть не должно. Тогда нацсовет будет образован всеми шестью саморегулируемыми организациями аудиторов.
Комментарий
Дарья Долотенкова,
Институт профессиональных аудиторов,
президент ИПАР
ИПАР еще в 2010 г. принял решение о вступлении в национальный совет. Но мы считаем, что в его создании должны принять участие все шесть СРО аудиторов. В противном случае мы не сможем формировать единые правила работы на рынке и идея нацсовета начнет терять смысл. При этом национальный совет — это не попытка объединить все шесть СРО в единую организацию, а осуществление возможности координировать свою работу по широкому кругу вопросов, таких, как контроль качества, пресечение недобросовестной конкуренции. Конкуренция между саморегулируемыми организациями должна сохраниться. Например, мы сейчас договариваемся о единых принципах контроля качества. Могу сказать, что, как только договоримся, ИПАР не только будет их соблюдать, но и сделает для себя лучшую методику.
Анатолий Шеремет,
Аудиторская ассоциация
«Содружество», президент ААС
Аудиторы опасаются, что решения нацсовета будут обязательными для всех СРО, но допустить этого никак нельзя. Нацсовет должен быть общим совещанием руководства всех СРО, которое собирается для координации действий. При нем также можно создать третейский суд. В рамках национального совета мы также хотели бы скоординировать свою работу с деятельностью Счетной палаты, у которой есть очень хорошие идеи и методики, например аудит эффективности. Мы бы хотели, чтобы наш аудит был не только контролем достоверности формирования финансовой отчетности по отношению к бухгалтерскому учету. Чтобы наши аудиторы могли делать заключения о жизнеспособности фирмы и не было бы таких случаев, когда аудитор дает положительное заключение о финансовом состоянии банка, а у него отбирают лицензию через два-три месяца.
Александр Руф,
Российская коллегия аудиторов,
председатель центрального совета РКА
Национальный совет нужно создавать вместе всеми саморегулируемыми организациями, аккредитованными при Минфине. Решения по всем принципиальным вопросам должны приниматься в нацсовете единогласно. Недопустимо, чтобы решение, которое принимается тремя или четырьмя организациями, стало обязательным для всех шести. Самостоятельному юридическому лицу, каковыми являются все СРО, никто не может навязывать решения. Создаваемый национальный совет — это не надстройка над действующей системой саморегулирования, а площадка для совместного поиска решений сложных задач саморегулирования. Например, такой, как обеспечить контроль качества, если сотрудники аудиторской фирмы состоят не в том же СРО, что и их работодатель. Закон это допускает, но вот проверить работу аудиторов из другого СРО весьма сложно. Подобные ситуации подталкивают СРО аудиторов к сотрудничеству.
Алла Грязнова,
Аудиторская палата России,
президент совета АПР
Если бы совет по аудиторской деятельности при Минфине был уже создан, то вопрос о создании национального совета не встал бы. Мы начали думать о создании официального объединения СРО на национальном уровне, после того как накопился значительный положительный опыт совместной работы в рамках координационного совета, который действует на общественных началах. Раздумья о том, надо ли его регистрировать как юридическое лицо, возникли в связи с тем, что у него должен быть юридический адрес, помещение, штат, а значит, средства. Аудиторам сейчас тяжело материально, и дополнительные взносы на содержание еще одной организации для них станут нелегким бременем. Тем не менее создание национального совета вытекает из желания руководителей каждого из СРО, чтобы у нас была согласованность действий по таким серьезным вопросам, как разработка стандартов аудита, внедрение международных стандартов в российскую практику, обмен наработанными методиками. Мне нравится, что у нас образовалась дружная компания из шести организаций и мы стараемся вместе обсуждать все эти вопросы. 23 мая должно состояться общее собрание членов Аудиторской палаты России, и вопрос о вступлении в Национальный совет по аудиторской деятельности будет внесен в его повестку дня.