Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Штукатурова и Артем Барсегян рассказывают о некоторых особенностях проведения проверки трудовой инспекцией.
По жалобе сотрудника в компании грядет проверка со стороны трудовой инспекции. Какие кадровые и бухгалтерские документы имеют право запросить проверяющие, за какой период? Должны ли нас уведомить о дате и времени проверки? Каковы последствия в случае обнаружения нарушений?
Государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353, 356 ТК РФ).
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется конвенциями Международной организации труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
Следует учесть, что в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона № 294-ФЗ до 1 июля 2011 г. положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении контроля (надзора), указанного в ч. 4 ст. 1, куда входит и организация, и проведение проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда.
Из-за того что уведомление о проверке может нанести ущерб эффективности контроля, государственный инспектор труда не обязан уведомлять организацию о проведении проверки, организованной по жалобе работника (ст. 360 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда при проведении проверок имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ).
Так как федеральная инспекция труда наделена большим объемом полномочий по проверке соблюдения работодателями трудового законодательства, то не представляется возможным дать исчерпывающий перечень документов, которые может потребовать этот орган при осуществлении контрольных мероприятий.
Однако п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ устанавливает недопустимость требования представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Следовательно, сотрудниками федеральной инспекции труда могут быть запрошены любые документы, которые необходимы им для проведения проверки, организованной по жалобе сотрудника, в частности коллективный договор, правила внутреннего распорядка, положения об оплате труда, приказы, трудовые договоры, трудовые книжки работников, штатное расписание, бухгалтерские документы, подтверждающие выплату заработной платы работникам, заявления работников и т.д. При этом они не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции трудовой инспекции, а также требовать предоставить документы, если они не относятся к предмету проверки.
Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 362 ТК РФ). Так, административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 5.27—5.34 КоАП РФ.