Министерство экономического развития РФ сформировало доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах экономической деятельности». В разделе доклада, посвященном анализу саморегулирования аудиторской деятельности, содержатся рекомендации по созданию национального объединения аудиторов либо изменению порядка формирования и работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России для того, чтобы он действительно мог представлять интересы аудиторского сообщества.
Законом об аудиторской деятельности не предусмотрено создание национального объединения. Вместе с тем в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности Законом об аудиторской деятельности предусмотрено создание Cовета по аудиторской деятельности (далее — Cовет) при Минфине России.
При этом Законом об аудиторской деятельности установлено, что в составе Совета все существующие СРО аудиторов будут представлены только двумя представителями, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СРО аудиторов. В состав Совета входят представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, представители уполномоченного федерального органа, представители федеральных органов исполнительной власти. Необходимо также отметить, что в соответствии с Законом об аудиторской деятельности представители саморегулируемых организаций (в составе Совета) аудиторов подлежат ротации один раз в год.
С учетом того что основными функциями Совета являются рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности, рассмотрение федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, вопросов аттестации аудиторов, обращений и ходатайств СРО аудиторов, а решения Совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов Совета, участвующих в его заседании, участие всего лишь двух представителей СРО аудиторов в составе Совета не сможет обеспечить достаточного представительства и необходимого учета мнений профессионального сообщества в решении указанных вопросов и не позволит рассчитывать на должную защиту интересов профессионального аудиторского сообщества.
Необходимо отметить, что механизм саморегулирования предполагает передачу государственных функций на уровень саморегулируемых организаций, в связи с чем создание Совета при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности, а также по осуществлению государственного контроля (надзора) за СРО аудиторов, — Минфине России — противоречит основным принципам перехода от лицензирования к саморегулированию.
Учитывая изложенное, представляется необходимым создание национального объединения в сфере аудиторской деятельности как самостоятельного органа, регулирующего профессию аудитора, независимого от федеральных органов исполнительной власти.
Однако анкетирование СРО аудиторов показало отсутствие необходимости создания национального совета в данной отрасли. Основным аргументом против создания национального совета является дополнительное финансирование на содержание вновь создаваемого органа, которое потребует увеличения сумм членских взносов. Функции национального совета, по мнению аудиторского сообщества, может выполнять уже существующий Совет по аудиторской деятельности при условии увеличения в нем представителей СРО аудиторов.
В соответствии с новой редакцией Закона об аудиторской деятельности федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Минфином России.
Следует отметить, что в отличие от других отраслей и сфер профессиональной деятельности, где введены механизмы саморегулирования, задача разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности возложена на СРО аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, определяющие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.
До утверждения Минфином России федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, СРО аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Закона об аудиторской деятельности.
Так, в настоящее время действуют 32 федеральных свода правил (стандартов) аудиторской деятельности и четыре федеральных стандарта аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н.
Роль профессионального сообщества предполагает их участие в одобрении порядка разработки проектов федеральных стандартов и рассмотрении и рекомендации проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность для утверждения уполномоченным федеральным органом.
С учетом того что участие представителей СРО аудиторов в рассмотрении проектов федеральных стандартов предполагается осуществлять в рамках Совета по аудиторской деятельности в составе двух представителей СРО
аудиторов среди десяти представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетностью и, кроме того, представителей Минфина России, представителей федеральных органов исполнительной власти, считаем необходимым внести изменение в действующий порядок с целью повышения участия СРО аудиторов в процессе формирования федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Представляется необходимым создание национального объединения в сфере аудиторской деятельности как самостоятельного органа регулирующего профессию аудитора, независимого от федеральных органов исполнительной власти.
Необходимо также рассмотреть вопрос о проведении национальным объединением оценки регулирующего воздействия разработанных федеральных стандартов аудиторской деятельности перед их утверждением Минфином России.