Должны ли негосударственные образовательные учреждения (НОУ) применять контрольно-кассовую технику при приеме наличных денежных средств от физических лиц?
Е. Смирнов, г. Москва
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Ранее налоговыми органами в ряде писем, носящих статус официальной переписки, а также в публикациях высказывалась следующая мысль: поскольку согласно ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность не относится к предпринимательской, образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм освобождены (п. 3 ст. 40 этого Закона) от уплаты всех видов налогов, следовательно, они не подпадают под действие законодательства о применении ККТ.
Особую известность получило Письмо ГНС РФ от б июня 1996 г. № 16-5-14/288 «О применении контрольно-кассовых машин», которое до сих пор значится как действующее в справочных правовых базах данных. Между тем оно также является адресным ответом на частный запрос.
Нынешняя позиция налогового ведомства содержится в Письме МНС России от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357® «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами»: Федеральный закон о применении ККТ к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не относится, поскольку предметом его регулирования являются не налоговые отношения, а публично-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, в общем случае НОУ обязаны применять ККТ.
Вместе с тем в случаях, когда наличные деньги в оплату услуг вносит физическое лицо, п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности (БСО). При приеме денежных средств от юридических лиц и (или) в оплату за товары применение ККТ обязательно. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Согласно Разъяснению Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т. п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
В свою очередь, Письмом МНС России от 04.07.2003 № ШС-6-22/738 региональные налоговые управления обязываются не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, согласованных Решением Государственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 24.06.2003. Однако упомянутое Решение Государственной комиссии вовсе не является единственным по рассматриваемому вопросу. В различное время Минфином России утверждены многочисленные формы БСО. Например,
Письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-35 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утвержден бланк квитанции для службы лесного хозяйства РФ, который согласно Письму этого же министерства от 11.04.2000 № 16-00-24-34 и ответам на частные запросы (например, от 14 апреля 2000 г. №04-01-10) может применяться образовательными учреждениями для приема наличных денежных средств от своих учащихся (воспитанников, студентов, слушателей).
Некоммерческое партнерство занимается основной и предпринимательской деятельностью. Расходы по основной деятельности, включая зарплату аппарата управления, финансируются за счет вступительных и членских взносов. Прибыль от коммерческой деятельности направляется на уставную деятельность. В 2005 году членских взносов для финансирования уставной деятельности (проведения конференции) недостаточно, поэтому принято решение направить на эти цели часть прибыли от коммерческой деятельности. Облагаются ли единым социальным налогом суммы, начисленные за счет этой прибыли?
С. Газаев, г. Санкт-Петербург
Выплаты и иные вознаграждения по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 4 ст. 236 НК РФ).
В многочисленных разъяснениях МНС России, включая недавно отмененные Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога1*, говорится о том, что п. 4 ст. 236 НК РФ вправе применять только организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, в целом ряде писем, носящих статус официальной переписки, утверждается, что даже в том случае, если НКО имеет налоговую базу по налогу на прибыль, она не вправе воспользоваться п. 4 ст. 236 НК РФ, так как согласно ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда относятся к расходам, учитываемым при формировании базы по налогу на прибыль.
Сторонники вышеизложенной позиции не учитывают специфики некоммерческих организаций и связанного с ней особого порядка налогообложения прибыли. Как известно, расходы некоммерческих организаций, связанные с достижением уставных целей и задач, покрываются за счет целевых поступлений, а при их недостаточности — за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.
Это утверждение, многократно подтвержденное арбитражной практикой, следует из п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому одним из необходимых условий отнесения затрат к расходам, учитываемым при исчислении налоговой базы, является направленность на получение дохода. Естественно, что расходы на проведение конференции, о которой идет речь в вопросе, не направлены на получение дохода, а потому организация вправе применить п. 4 ст. 236 НК РФ и на оплату труда, начисленную за счет прибыли, не начислять ЕСН.
Общественная организация получила от администрации города целевые средства на выполнение социальных программ. Полученные средства используются строго по смете, контроль за расходованием средств осуществляет счетная палата города. Как учитываются данные средства в бухгалтерском и налоговом учете?
О. Василькова, г. Киров
Прежде всего необходимо выяснить суть юридических отношений общественной организации с администрацией города. При этом возможны как минимум два варианта отношений.
Первый вариант, наиболее распространенный, предполагает, что между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются «заказчик» и «исполнитель». Независимо от того, будет ли получена прибыль от данного договора, поступления по данному договору являются доходами от реализации и в бухгалтерском учете отражаются на счете 90. Наличие в платежном поручении на получение средств администрации города записи «НДС не облагается» отнюдь не означает, что с суммы полученных средств не следует уплачивать НДС. Если в ст. 149 НК РФ по деятельности, предусмотренной договором, льгот не предусмотрено, то стоимость данных работ (услуг) включается в налоговую базу по НДС.
Иногда бухгалтеры некоммерческих организаций пытались обосновать невключение сумм, полученных по рассматриваемым договорам, в число доходов от реализации, ссылаясь на то, что эта деятельность не является предпринимательской. Однако с 2002 года доходы НКО учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вне зависимости от того, является деятельность НКО предпринимательской или нет, как это было до вступления в силу 25-й главы НК РФ.
При выполнении договора социального заказа в смете могут быть предусмотрены расходы, которые при формальном прочтении ст. 270 НК РФ можно отнести к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль. Например, затраты на проезд, проживание и питание участников различных мероприятий, призы и подарки участникам конкурсов и т. п. По мнению автора, поскольку данные расходы согласованы с заказчиком и одобрены им, то вышеперечисленные и аналогичные им расходы учитываются при формировании налоговой базы.
В бухгалтерском учете некоммерческой организации, выполняющей договор возмездного оказания услуг, не применяется Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н, поскольку согласно п. 1 этого документа «настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее — организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)».
Второй вариант отношений между некоммерческой организацией и администрацией города — это получение субвенций и субсидий. Средства на их выдачу предусматриваются в законодательных актах о формировании федерального, регионального и местных бюджетов. В этом случае полученные средства не учитываются при формировании налоговой базы согласно подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ. Отчет об использовании бюджетных средств представляется помимо финансовых органов также в налоговый орган в составе годовой декларации по налогу на прибыль (лист 10).
К сведению!
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ:
• субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,
• субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Немаловажным фактором при отнесении полученных средств к первому или второму варианту является правильное оформление документов. Нередки случаи, когда целевые поступления из бюджета оформляются договором возмездного оказания услуг. В этом случае налогоплательщику будет крайне трудно доказать проверяющим, что на самом деле полученные средства налогообложению не подлежат.
К числу типичных ошибок относятся также выставление счета и счета-фактуры по требованию финансовых органов.
При получении целевого бюджетного финансирования эти документы выписываться не должны, так как согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются лишь при реализации товаров (работ, услуг). Получение субсидии или субвенции реализацией не является.
В бухгалтерском учете получение субвенций или субсидий ведется на счете 86 «Целевое финансирование». В форме № б «Отчет о целевом использовании полученных средств», входящей в рекомендательном порядке в состав бухгалтерской отчетности, полученные суммы, по мнению автора, следует отражать по строке 250 «Прочие». По желанию организации возможна дополнительная детализация сумм, отраженных по данной строке.
1Утверждены Приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344, отменены Приказом МНС РФ от 23.01.2004 № БГ-3-05/38@.