Реорганизация юридического лица, особенно крупного предприятия — ответственное решение, которое принимается на самом высшем уровне руководства. Процедура реорганизации должна быть подчинена конкретной цели и четкому плану. Слияние или присоединение — наиболее востребованные и популярные виды реорганизации. Слияние делает бизнес более эффективным и конкурентоспособным. Также данные виды реорганизации востребованы при ликвидации предприятий, поскольку являются надежными и быстрыми вариантами закрытия бизнеса.
Слияние компаний — это объединение двух и более юридических лиц в одну бизнес-структуру, которая получает все обязанности и права реорганизованных компаний. Когда слияние заканчивается, реорганизованные общества лишаются юридической силы и удаляются из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Слияние компаний происходит поэтапно:
- принимается решение о реорганизации (в отношении ООО это решение принимает общее собрание учредителей, в отношении ОАО или ЗАО — общее собрание акционеров);
- в трехдневный срок о принятом решении уведомляются органы налоговой службы;
- в течение месяца извещаются кредиторы;
- слияние компаний происходит в территориальных органах ИФНС. Сюда направляются все документы (договор на слияние компаний, новые учредительные документы, иные сведения, указанные в законе);
- если реорганизуются акционерные общества, необходим новый реестр акционеров. Ценные бумаги компаний, участвующих в слиянии, аннулируются;
- общество признается реорганизованным с того момента, как будут удалены сведения о ней из ЕГРЮЛ и создана запись о новом юридическом лице.
Обратите внимание
Реорганизация путем присоединения — это прекращение деятельности юридического лица, которое передает все обязанности и права другому юрлицу. Присоединение, равно как слияние, приводит к тому, что реорганизованное общество удаляется из ЕГРЮЛ. Однако если слияние ведет к созданию новой компании, то присоединение АО или ООО возможно лишь на основании передаточного акта (то есть нового юридического лица не возникает). Присоединение компаний происходит в ИФНС РФ (налоговая служба принимает решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в ней, после чего ставит отметку на «объединенный» баланс предприятия, к которому производится присоединение). Для этого потребуется лишь госрегистрация изменений в учредительных документах.
Как при слиянии, так и при присоединении достигается главная цель, ради которой проводится ликвидация компаний, а именно — прекращение деятельности общества с выдачей соответствующего свидетельства. Любое заинтересованное лицо, обратившись в регистрирующий орган с запросом, получит официальный ответ об отсутствии данной компании в реестре юридических лиц.
Все права, а главное, обязанности ликвидируемого общества, в том числе задолженность, переводятся в полном объеме на баланс правопреемника. В качестве документа, удостоверяющего правопреемство, оформляется передаточный акт, который присущ как слиянию, так и присоединению. Также схожим моментом в процедуре слияния и присоединения является срок проведения процедур — в среднем полтора-два месяца.
Неотъемлемой обязанностью юрлиц, участвующих в слиянии и присоединении, является уведомление всех известных кредиторов и публикация соответствующего объявления в официальном СМИ. Доказательства выполнения данной обязанности представляются в регистрирующий орган.
Основные различия
При слиянии создается и регистрируется новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных обществ. Присоединение предполагает продолжение деятельности одной из компаний, участвующей в реорганизации. Общество, к которому присоединяется ликвидируемое юридическое лицо, остается в ЕГРЮЛ с исходными ОГРН и ИНН.
Другой отличительной особенностью является перечень документов для госрегистрации. В частности, при слиянии подаются заявление о регистрации юридического лица, созданного в процессе реорганизации, и сопутствующие документы. Регистрация ООО, созданного путем присоединения, требует представления в регистрирующий орган сразу двух комплектов — заявления о прекращении деятельности компании и заявления о внесении в учредительные документы изменений, связанных с присоединением.
Обратите внимание
Что касается комплектности документов, подаваемых на регистрацию, необходимо учесть следующий нюанс, играющий решающую роль в выборе формы альтернативной ликвидации. При ликвидации юрлица путем реорганизации в форме слияния получение справки о сданном персонифицированном учете в Пенсионном фонде нередко оказывается неразрешимой проблемой и делает невозможной регистрацию процедуры слияния и получения свидетельства о прекращении деятельности общества. Зачастую сотрудники фонда предъявляют дополнительные требования перед выдачей справки, даже если персонифицированный отчет уже сдан. Как правило, территориальное отделение фонда требует восстановления всей отчетности за прежний период деятельности компании и уплаты задолженности по страховым взносам.
Данной проблемы можно избежать, выбрав альтернативную форму ликвидации — реорганизацию в форме присоединения.
Присоединение — это единственная форма реорганизации, для проведения которой Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не требует представления справки из Пенсионного фонда РФ о сданном персонифицированном учете, что упрощает процедуру ликвидации.
Предварительный этап
При комбинированной форме альтернативной ликвидации, сочетающей два и более варианта, начальным этапом (так называемым предварительным) является переоформление компании на нового покупателя — производится смена состава участников (или акционеров) и руководства компании.
При смене руководителя проводится передача дел от генерального директора, освобожденного от должности, к вновь избранному. Данное правило является обязательным условием делопроизводства. Важность передачи документов новому руководителю наглядно подчеркивают выдержки из законодательства:
«Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций» (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
«Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации» (п. 3 ст. 17 Закона «О бухгалтерском учете»).
«Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет» (п. 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
Что касается административной ответственности руководителя за нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, то согласно ст. 15.11 КоАП РФ «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда».
Под грубым нарушением правил ведения учета и представления отчетности понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Обратите внимание
Для кого-то эти штрафы покажутся мизерными и не заслуживающими внимания, однако спешим предупредить, что помимо административной ответственности существует уголовная.
Руководитель является, во-первых, лицом, действующим от имени юрлица без доверенности, во-вторых — лицом, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета. Именно поэтому факт передачи документации необходимо надежно зафиксировать.
При обычной смене директора (без смены состава учредителей) дела передаются в простой письменной форме. Когда дело касается продажи компании, требуются дополнительные гарантии, например нотариальное заверение подписи нового генерального директора в акте приема-передачи документов.
В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-I при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Более того, нотариус выясняет дееспособность лица, подписывающего соответствующий документ (в данном случае, акт приема-передачи документов компании).
Таким образом, нотариальное удостоверение факта приема новым директором дел освобождает прежнего директора от ответственности за хранение документации, предусмотренной законодательством.
Когда в товарищах «единогласья» нет
Представим ситуацию: в ООО произошел разлад между учредителями. Участник, обладающий простым большинством голосов, одновременно являясь руководителем общества, принял решение выйти из компании и снять с себя полномочия генерального директора. Однако другой участник не поддерживает данное решение. Более того, он считает деятельность гендиректора направленной на удовлетворение личных финансовых интересов руководителя и грозит привлечением его к ответственности, если тот не рассчитается с кредиторами-поставщиками и не выведет фирму из убытков в прибыль. Что делать?
Вариантов два. Первый — найти компромисс, второй — сменить гендиректора (этот вопрос решается простым большинством голосов).
В приведенном примере необходимо особо тщательно выдержать все требования закона при принятии решений о переизбрании руководителя и продаже доли. Первым делом нужно грамотно подготовиться к проведению внеочередного общего собрания участников. Прежде чем принимать какие-либо решения, следует внимательно изучить положения устава и учредительного договора. Несоблюдение даже одного из требований закона или учредительного документа является основанием для признания всех принятых на данном собрании решений недействительными.
Продажа доли третьему лицу
Чтобы продать долю в уставном капитале третьему лицу (например, новому генеральному директору), необходимо помнить о важном и обязательном условии: преимущественном праве ее покупки другими участниками общества. Участник, намеренный продать свою долю третьему лицу, обязан вначале предложить купить ее остальным участникам общества, указанным в учредительных документах. При этом законом предусмотрен порядок предложения доли на продажу. Так, например, срок для рассмотрения данного предложения участниками общества составляет 30 дней, если больший или меньший период не предусмотрен учредительными документами.
Обратите внимание
Законодатель предусмотрел реализацию преимущественного права только в случае возмездного отчуждения доли, то есть ее продажи, поэтому преимущественное право не распространяется на дарение доли (так называемую безвозмездную уступку). Кроме того, следует внимательно изучить положения учредительных документов, регламентирующих передачу доли третьему лицу. Возможно, что именно в уставе предусмотрено преимущественное право других участников на любую форму отчуждения доли: как при продаже, так и при дарении. Также учредительным документом может быть предусмотрен абсолютный запрет на отчуждение доли в пользу третьего лица.
Решением проблемы послужит отмена данного запрета. Любые изменения положений учредительных документов возможны только на основании решения общего собрания участников. Таким образом, чтобы отменить запрет на отчуждение доли в пользу третьего лица, нужно созвать внеочередное собрание участников и иметь необходимое количество голосов для принятия соответствующего решения.
Законом предусмотрено право любого участника, с любым процентом в уставном капитале обратиться в арбитражный суд для признания решения общего собрания участников недействительным. Если заявитель-истец докажет, что решения собрания приняты с нарушением закона или учредительных документов, суд признает все решения, принятые на этом собрании, недействительными. Как следствие, госрегистрация изменений в учредительных документах, а также сделка по отчуждению доли третьему лицу будут признаны недействительными.
Вернемся к следующему козырю в решении проблемы с отменой запрета на отчуждение доли третьему лицу — достаточному количеству голосов. Положение о запрете может быть указано как в уставе, так и в учредительном договоре, поэтому рассмотрим оба случая.
Прежде всего следует отметить преимущественную силу устава перед учредительным договором. На практике встречаются случаи, когда в учредительных документах одного и того же юрлица изложены противоречивые положения. Например, в уставе указано, что участник вправе продать свою долю третьему лицу с соблюдением преимущественного права других участников, а в учредительном договоре четко предусмотрен запрет на отчуждение. В таком случае преимущественную силу имеет устав, в котором разрешено продавать доли третьему лицу с соблюдением всех соответствующих условий. Но когда ситуация с точностью до наоборот и запрет предусмотрен именно в уставе, ничего не остается, как менять в нем соответствующий пункт.
Какое количество голосов необходимо для изменения учредительных документов? Все зависит от организационно-правовой формы юрлица, поскольку каждая из форм регламентирована разными законами. Наиболее распространенными формами хозяйственных обществ продолжают оставаться ООО и АО. Соответственно деятельность ООО регулирует Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), а деятельность АО — Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Итак, чтобы внести изменения в устав ООО, необходимо квалифицированное большинство голосов — не менее двух третей от общего количества голосов участников (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Однако решение об изменении учредительного договора принимается всеми участниками единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
В акционерном обществе устав является единственным учредительным документом и изменить его положения возможно большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (п. 4 ст. 49 Закона «Об акционерных обществах»).
Еще одним важным моментом в вопросе голосования в АО является правило: один голос равен одной обыкновенной именной акции; привилегированные акции не имеют права голоса (их владельцы имеют право голоса только в случаях, прямо предусмотренных законом). Таким образом, применительно к конкретной ситуации необходимо рассчитать свои силы, прежде чем выбирать способ ликвидации. При отсутствии необходимого количества голосов для отмены запрета возможна только смена руководителя и не более.
В то же время нельзя исключать вариант предложения купить свою долю противоборствующей стороне. Есть вероятность, что другая сторона согласится, и вы тем самым выйдете из фирмы. Но следует иметь в виду, что выход из общества в связи с переходом доли в уставном капитале приобретает юридическую силу для третьих лиц только с момента госрегистрации соответствующих изменений. Это означает, что необходимо проконтролировать сдачу и получение зарегистрированных изменений (даже без обращения к новому руководителю или оставшимся участникам общества).
Законодатель предусмотрел возможность получения информации из ЕГРЮЛ любым лицом. Единственное, что требуется для получения информации в виде выписки по конкретному юрлицу, — подать соответствующий запрос с указанием ОГРН и ИНН фирмы, сведения по которой запрашиваются, и оплатить госпошлину. В полученной выписке внимательно проверить состав участников и данные о руководителе.
Существует еще одна особенность выхода участника из состава ООО и АО.
Речь идет о том, что смена акционеров не требует внесения в ЕГРЮЛ изменений. Поэтому в выписке по акционерному обществу всегда будет указан первоначальный состав учредителей, существовавший на момент создания общества. Он является неизменным. Изменения в составе акционеров отражаются в реестре, который ведет либо само общество, либо регистратор.
В устав АО вносятся изменения только в том случае, если в нем указан единственный акционер. Все изменения в ЕГРЮЛ и учредительные документы вносятся и регистрируются в соответствии с законодательством РФ.
Требования к договорам
В договоре о слиянии или присоединении должны быть отражены условия осуществления сторонами всех предусмотренных законодательством, а также уставами действий, необходимых для реорганизации в форме слияния или присоединения, в том числе:
- · обязанности сторон по подготовке реорганизации, включая подготовку проектов решений органов управления, передаточных актов, документов для представления в территориальное управление Государственного комитета РФ по антимонопольной политике для получения предварительного согласия на реорганизацию (при необходимости), по привлечению независимого оценщика (аудитора) для определения рыночной стоимости (цены выкупа) акций реорганизуемых обществ и иных необходимых документов;
- порядок действий сторон при проведении реорганизации;
- сроки проведения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ;
- дата, место и время проведения совместного общего собрания;
- дата и порядок составления списка акционеров реорганизуемых обществ, имеющих право на участие в совместном общем собрании;
- сроки и порядок извещения акционеров о проведении совместного общего собрания;
- повестка дня совместного общего собрания;
- порядок формирования рабочих органов совместного общего собрания;
- порядок голосования;
- порядок определения кворума;
- порядок принятия решений по вопросам повестки дня;
- соотношение, применяемое при конвертации акций реорганизуемых обществ (оно может быть установлено сторонами произвольно, но представляется, что в его основу должен быть положен какой-либо объективный показатель, например соотношение чистых активов реорганизуемых обществ);
- порядок и условия конвертации ценных бумаг;
- права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации акций создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества;
- условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать АО;
- обязанности сторон по выявлению и уведомлению кредиторов;
- обязательства сторон по совершению сделок по отчуждению имущества и иных активов обществ, участвующих в реорганизации, с момента заключения договора и до завершения реорганизации;
- основания и порядок изменения и расторжения договора;
- ответственность сторон;
- иные существенные условия, определяемые сторонами.
Не все из перечисленных требований к содержанию договора о слиянии (присоединении) обязательны, однако они позволяют избежать многочисленных проблем и неопределенностей, сопутствующих данному процессу.