Прогнозы развития экономики страны на 2011—2012 гг. выглядят неутешительно. МВФ и МЭР России прогнозируют рост ВВП до 4% в год при инфляции 7—8%. Мнения уважаемых российских банкиров, высказанные в конце минувшего года, также не радуют1. То есть ближайшие два-три года будут характеризоваться отсутствием значимого подъема экономики, высокой неопределенностью и возможностью продолжения кризиса. Конкуренция в бизнесе усиливается, а утверждение о низкой эффективности труда работников в большинстве российских компаний (по сравнению с США и Европой) представляется справедливым. Многие компании озабочены вопросом: что делать дальше? Ответ прост — повышать эффективность управления и работы персонала.
В сегодняшнем выпуске рассмотрим авторскую систему управления продажами сети магазинов, работающих через продавцов-консультантов. Система была внедрена в конце 2006 г. в розничной сети, состоящей из девяти магазинов. Последующий рост выручки был обусловлен только применением новых управленческих методик, так как реклама в этот период отсутствовала, ассортимент не менялся. Динамика выручки выглядела следующим образом: 2007 г. — 36%, 2008 г. — 56, 2009 г. — 52%. При этом ежегодное снижение посещаемости магазинов из-за роста конкуренции и кризиса составляло около 30%. Кризис также обусловил снижение многих расходов на ведение бизнеса.
Метод управления продажами базируется на использовании следующих взаимосвязанных инструментов (процессов): системы типовых расписаний; системы работы с отклонениями; оценки, обучения и развития персонала; системы диагностики и выбора метода управления; постановки эффективных бизнес-процессов, системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Он позволяет получить качественные характеристики основного бизнес-процесса (БП), а именно:
- точную диагностику (оценку) состояния менеджмента локальных подразделений, основных БП, торгового персонала;
- самоподдерживающуюся оптимизацию управленческих процессов в подразделениях, синхронизацию основных усилий менеджмента. Ключевой момент — прозрачность управления, подразумевающая открытость и доступность основных деталей (количественных и качественных характеристик);
- систему взаимосвязанных инструментов управления, включая планирование и контроль, работу с персоналом.
Система сквозных расписаний
Рассмотрим основные инструменты (процессы), связанные с планированием, управлением и контролем. Система сквозных расписаний (СР) основана на повторяемости управленческих действий и реализует простую идею: повторяющиеся события можно планировать заранее. Базовым элементом системы является типовое расписание (ТР) подразделения продаж (список формализованных БП для конкретной должности (подразделения) в виде ежемесячника).
Таким образом, ТР является одной из составных частей должностных обязанностей с конкретными элементами работы, определенными расписанием и формой выполнения. Фрагмент ТР одного рабочего дня приведен в табл. 1.
Система сквозных расписаний (СР) — комплект ТР должностей (подразделений) в разрезе структуры подчиненности с отражением в них элементов основных бизнес-процессов .
Итак.
1. В разрезе функциональных обязанностей — заносим функции, имеющие определенную цикличность (дневную, недельную, месячную).
2. В разрезе создания и работы с БП — действуем аналогично.
3. По необходимости в разрезе выявленных проблем — назначаем дополнительные функции для исправления ошибок в БП (см. «Управление по отклонениям»).
Обратите внимание
Типовое расписание — это шаблон, на основе которого производится текущее планирование.
Основные задачи, решаемые системой СР:
- защита ключевых БП от энтропии (изменения и затухания), влияния человеческого фактора (уход сотрудников, их некомпетентность, ошибки);
- процессная синхронизация сетевых или удаленных подразделений;
- для компаний, работающих с плавающим графиком, — обеспечение эффективного взаимодействия по администрированию;
- наглядность и простота обратной связи в виде планирования мероприятий контроля;
- взаимосвязь процессов с другими элементами системы, такими как функциональные обязанности, мотивация, оценка и обучение персонала, план продаж и т.п.
Мероприятия, которые в подразделении длятся несколько дней, вносятся в ТР этого подразделения несколько раз. Если из одного мероприятия (создания отчета) линейного подразделения вытекает другое (анализ отчета), то последнее должно быть учтено в расписании вышестоящего подразделения. Подобным образом связываются ТР смежных подразделений, что приводит к системности планирования и большей прозрачности управления.
В качестве иллюстрации сути сквозной состыковки рассмотрим проблему своевременного снятия просроченных резервов на товар. В должностной инструкции (ДИ) менеджеров указано, что они должны своевременно снимать ненужные резервы, в ДИ руководителей — что они должны контролировать данный процесс. Однако ввиду того что четкие инструкции в ДИ отсутствуют, на практике эти указания не выполняются.
Итак, для исправления ситуации первым делом определяем периодичность действий сотрудников, время и форму (включая пошаговый процесс) для выполнения задачи.
Для менеджера в конкретном случае устанавливаем еженедельную периодичность работы по просроченным резервам с заполнением стандартной формы по резервам со сроком выше допустимого.
Для администратора планируем еженедельный контроль подготовленных отчетов и составления сводного.
Для руководителя — ежемесячный контроль.
Как следствие, должностные инструкции должны измениться. Фраза «своевременно снимать ненужные резервы» теперь будет звучать иначе: «подготовка отчета по резервам, ф. 8, по понедельникам с 16.00 до 17.00». Преимущества таких понятных и детальных ДИ очевидны.
Обратите внимание
Система сквозных расписаний для планирования работы в текущем периоде применяется в качестве шаблона для составления конкретного плана работ на текущий месяц, с обязательной обратной связью в виде отметок о выполнении запланированных мероприятий и последующим внесением изменений в ТР. Cистема расписаний особенно важна для средних и крупных компаний, где разрыв между планируемыми и фактическими событиями, конфликтующими между собой по временным либо логическим нестыковкам, может быть огромным.
ТР — своеобразный автопилот руководителя: если необходимо, можно работать в «ручном режиме» или по заранее составленному, согласованному и понятному плану. По нашим оценкам, средний «период полураспада» бизнес-процессов в российских компаниях при отсутствии или ослаблении руководства составляет два месяца. ТР и СР выполняют роль каркаса управления и планирования, поддерживающего бизнес-процесс, пока руководство отсутствует или решает экстренные проблемы.
Управление по отклонениям
Из чего выросла система управления по отклонениям (УПО)? На первом этапе — из систематизации опыта организации качественного обслуживания покупателей. Фиксировались все нарушения, допущенные персоналом за текущий день, затем они детально разбирались при подведении итогов дня, письменно оформлялись и вывешивались на информационном стенде во внутренней зоне торгового предприятия.
Также следовало решить проблему необъективной оценки персонала администраторами и их собственного видения правильности тех или иных процессов.
Что выяснилось сразу:
- администратор (руководитель нижнего уровня) не может грамотно сформулировать замечание сотруднику. Как правило, формулировки абстрактны — например, «не болеет за дело», «работает некачественно», «не живет интересами коллектива»;
- при условии «правильного замечания», точно сформулированного, в 95% случаев менеджер устраняет его без дополнительных проблем.
На втором этапе возник вопрос к качеству работы руководителей — оно стало полностью прозрачным. Это достигается:
- качественным анализом замечаний;
- сравнением фактических проблем в подразделении и их отражением;
- сравнительным анализом зафиксированных отклонений в подобных подразделениях.
На третьем этапе решался вопрос анализа массива отклонений в разрезе необходимого сегментирования для выбора способа их устранения.
Можно сделать верный и одновременно банальный вывод: для эффективного менеджмента, даже на уровне руководителей линейных подразделений, необходимы навыки:
- сбора и обработка информации;
- анализа и систематизации;
- постановки на этой основе целей;
- выбора методов управления;
- внедрения выбранного метода управления;
- оценки эффективности данного метода.
Таким образом, УПО состоит из фиксирования существенных замечаний к сотрудникам, их анализа и разработки механизма устранения, работы с отклонениями и фиксации результатов (основную часть данной работы выполняют руководители подразделений).
Для наглядности процесс можно представить в виде таблицы. Итак, для ежемесячного анализа руководитель подразделения обязан фиксировать все значительные отклонения (табл. 2). При этом отклонения могут сегментироваться по видам: дисциплина, стандарты фирменного обслуживания клиентов, CRM, документооборот. Это эффективный механизм устранения типичной проблемы многих руководителей, которые за деревьями леса не видят.
Важно соблюдать правило: каждое зафиксированное отклонение следует проанализировать и исправить (каждому отклонению должно соответствовать мероприятие по работе с ним). В итоге отклонения постепенно будут исправляться и внимание руководителя перейдет на другие отклонения.
Обратите внимание
Опасения относительно необходимости огромного количества замечаний по подразделению весьма преувеличены. На практике на одного продавца приходится до десяти замечаний в месяц. С наращиванием опыта такая работа руководителей станет более отточенной, а их внимание — более концентрированным.
Однако в некоторых случаях возможен вариант, когда отклонение будет иметь место, а мероприятия по его устранению, понятного руководителю подразделения, не будет. Основания могут быть следующие:
- отклонение обусловлено рядом (совокупностью) причин;
- решение по устранению отклонения может появиться только после коллективного обсуждения или помощи вышестоящего руководства;
- эти причины являются внешними для подразделения или всей компании (то есть находятся вне контроля и воздействия менеджмента).
В данном случае менеджеры должны направить отклонения для анализа ситуации и принятия решения своим руководителям. Сотрудники продающих подразделений, отработав свою технологию, будут неизбежно ставить вопросы перед руководством об устранении внешних причин (отсутствуют товары — лидеры продаж, плохо работают IT-системы и т.д.).
Обратите внимание
Система предоставляет документированную информацию о реальном управлении в потоке деталей (прозрачность системы). Она позволяет достигнуть качественного обслуживания клиентов, что является важнейшим конкурентным преимуществом.
Указанный информационный поток отклонений и их исправлений позволяет оценивать не только линейных продавцов, но и их руководителей. Директор компании может сравнивать показатели двух любых сотрудников: как рядовых продавцов, так и руководителей подразделений. Отсутствие замечаний к продавцу на стадии внедрения и ранней эксплуатации системы означает плохое качество работы руководителя подразделения. Такая же логика используется для сравнения показателей подразделений.
Запущенная и поддерживаемая система автоматически работает над развитием бизнес-процессов и преодолением проблем. Фактически она реализует как минимум двойную обратную связь: на уровне подразделения (когда БП остается неизменным) и на уровне компании (когда неэффективность продаж приводит к изменениям БП). Этот процесс схож с двойной петлей научения по Крису Арджирису2, поскольку основные подразделения компании эффективно заняты «выявлением и исправлением ошибок», а отлаженный механизм устранения отклонений приводит в том числе к переоценке организационных целей, ценностей и убеждений.
Программы развития персонала вытекают из существа и динамики зафиксированных отклонений (ошибок). Из потока таких замечаний по каждому консультанту ярко видна индивидуальная программа развития и обучения.
Резко снижается субъективизм управления: если сотрудник работает хорошо — у него мало отклонений, его следует премировать. В противном случае с работником нужно больше заниматься, а если это не поможет, то переводить или увольнять. Кроме того, данная система активного контроля объективно повышает качество труда и дисциплинированность.
Внедрение системы требует настойчивости, постоянного внимания первых лиц и длительной работы с персоналом. Основные мероприятия по работе с ТР могут быть завершены в течение двух-трех месяцев. Постановка работы по отклонениям: первый этап до трех месяцев, второй этап — три-четыре месяца, третий — до шести месяцев. Может быть использован механизм каскадного обучения (последовательного, от руководителя к подчиненным, сверху вниз). Способ программной реализации типовых расписаний — шаблоны и управление по отклонениям реализуются в MS Ехcel, рабочие расписания — в MS Outlook. Для каждого подразделения может быть разработана единообразная структура папок и типовых отчетных форм, что позволяет оперативно консолидировать любые данные. Масштабируемость инструментария дает возможность успешно применять систему в сетях, включающих десятки магазинов.
Пример типового расписания рабочего дня (таблица 1)
1. Понедельник
|
Мероприятие |
Отм. о вып. |
9.15—10.00 |
Анализ текущих продаж, ф. 14 |
|
10.00—11.00 |
План на неделю, ф. 2 |
|
11.00—12.00 |
|
|
12.00—13.00 |
|
|
13.00—14.00 |
|
|
14.00—15.00 |
|
|
15.00—16.00 |
|
|
16.00—17.00 |
Отчет по резервам, ф. 8 |
|
17.00—18.00 |
Отчет за день, ф. 5 |
|
Пример управления по отклонениям (таблица 2)
Декабрь |
|
Тип замечания |
||||||||
Дата |
ФИО |
Дисциплина |
СФОК |
СРМ |
Документооборот |
Замечание |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата |
Отметка о выполнении |
29 |
Петров С. |
|
|
* |
|
Не полностью отражаются события по клиенту |
Провести дополнительное обучение |
Администратор |
29 декабря |
29 декабря |
29 |
Сидоров А. |
* |
|
|
|
Опоздание на работу |
Штраф 100 руб. |
Начальник отдела |
|
|
«…пока говорить о том, что произошли фундаментальные изменения и мы прошли кризис, нельзя… Сейчас никаких трендов нет, поэтому долгосрочные планы строить было бы безответственно» // Коммерсантъ. 2010. № 221 (4521). Герман Греф, президент Сбербанка России: «Я считаю, что мы живем в продолжающемся жестком кризисе. Мы пережили острую фазу кризиса, но не устранили ни одну из фундаментальных причин кризиса. До 2015 г. нам придется жить с пониманием того, что при стечении определенных обстоятельств кризис может повториться» // Ведомости. 2010. № 228 (2746).