В современном состоянии российской банковской системы есть много тревожных моментов. Это и избыточное укрупнение основных игроков, и стремление покинуть рынок крупных иностранных банкиров. И общее количество банков в России сокращается. Зато оставшиеся игроки сделали ставку на развитие и постепенно наращивают свое присутствие в регионах.
Профессиональный банковский ресурс Bankir.ru провел исследование среди российских банкиров о принципах развития территориальных сетей банков. По их мнению, отрасль возвращается к стадии активного роста. Оживающая банковская розница требует экспансии. Кредитным организациям сегодня нужны кадры, площади, недвижимость. У всех различные стратегии строительства филиальной сети — от агрессивной до консервативной. Однако для рынка очевиден тот факт, что банки нацелились на рост и захват новых территорий.
Куда двигаться
Среди наиболее активных игроков представители крупнейших российских госбанков и региональных банкиров, которые не готовы сдавать свои позиции на хорошо известных им локальных рынках. Например, заместитель президента — председателя правления, директор департамента сети ВТБ24 Вячеслав Воробьев заявил: «В 2010 г. мы открыли 55 офисов, 90% из них в крупных городах с населением более 500 000 человек». Размер сети продаж ВТБ24 на самом емком, московском, рынке достиг 90 офисов. Наибольший прирост сети ВТБ24 в 2010 г. — в Москве, где банк открыл 13 офисов. В Санкт-Петербурге пять офисов. По четыре офиса в Екатеринбурге, Самаре, Челябинске. «На начало текущего года у нас 530 отделений в 203 городах, — отметил В. Воробьев. — Теперь наши услуги доступны 71% городского населения России в 69 регионах». На этот год у ВТБ24 грандиозные планы — открыть 70 точек продаж.
Среди энергичных регионалов банк «Экспресс-Волга». В конце прошлого года количество его отделений удвоилось — с 30 до 60, а в 1-м полугодии текущего года заявлена планка — 100 отделений. Еще один регионал СКБ-банк добился всероссийского охвата. На сегодняшний день СКБ-банк присутствует в 96 городах России 35 субъектов Федерации. Новая стратегия расширения сети принята на вооружение и Первобанком. Сегодня он обслуживает клиентов в 33 офисах в девяти городах России: в Самаре и Самарской области, Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Оренбурге и Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Стоит отметить также Меткомбанк, ОТП Банк, Первый республиканский банк, московский «Ренессанс Кредит».
Стратегии развития банковских офисов зависят от «происхождения» банков. Как правило, региональные кредитные организации сначала развиваются внутри своего региона, а затем распространяют экспансию на соседние регионы, ориентируясь в первую очередь на региональные столицы, а потом на крупные города. Крупные банки, формирующие свои стратегии из Москвы, сразу ориентируются на города-миллионники, а впоследствии на периферию.
Парадокс развития: приоритетным в выборе направления для всех игроков становится наличие экономического потенциала региона, а не наличие/отсутствие банковских сервисов. То есть банкиры готовы конкурировать друг с другом за активный в экономическом смысле регион, а не столбить новые участки с неразвитой инфраструктурой.
С этим мнением согласны многие банкиры. Например, по мнению начальника отдела маркетинга банка «Интеркоммерц» Олега Шемякова, регионы с низкой развитостью банковских услуг банку не очень интересны. Ведь срок окупаемости филиала в слаборазвитых регионах нередко растягивается на несколько лет.
Еще один важный фактор развития — наличие в регионе сильных менеджеров. Приоритет имеют регионы, в которых хорошо развито профильное высшее образование.
По количеству банковских офисов лидируют Центральный и Приволжский федеральные округа. Исходя из банковских стратегий вряд ли в наиболее отсталых Северо-Кавказском и Дальневосточном округах следует ждать бурного развития. Более перспективными выглядят Сибирский, Уральский, Южный и Северо-Западный федеральные округа.
Какие подразделения нужны
Банкиры вновь отталкиваются не от ожиданий рынка, а от собственной стратегии развития. Крупные банки предпочитают открывать обычные подразделения. Это позволяет быть ближе к клиенту.
Региональные банки работают более направленно. Например, Связь-Банк увеличивает количество точек продаж, чтобы быть ближе к клиентам — физическим лицам.
ВТБ24 расширяет сеть из тех же соображений. Во всех регионах присутствия ВТБ24 «крупные форматы» уже открыты. На один офис продаж приходится 120 000—140 000 жителей. Это намного лучше, чем три года назад. Теперь ориентир взят на большую плотность сети в городах с высоким потенциалом. Если нужно, ВТБ24 создает дополнительные точки-дублеры в районах, где уже сформирована большая клиентская база, а существующий офис перегружен. Основные форматы, открываемые в последние два года, — стандартные отделения с четырьмя — шестью рабочими местами, площадью 150—250 кв. м. При этом формат стандартного отделения значительно изменился: клиентская зона и зона 7 х 24 расширились, количество банкоматов заметно увеличилось.
Средние по размерам банки используют все форматы сети, отталкиваясь от задач бизнеса в данной территории, перспектив развития и достигнутых результатов. Например, банк ПРБ начинал развивать региональную сеть с открытия полноценных филиалов. В процессе развития эффективные и успешные филиалы были дополнены сетью отделений, а малоэффективные преобразованы в «облегченные форматы» бизнеса — операционные офисы. Банк «Экспресс-Волга» полагает, что оптимален формат классического допофиса. Этот же формат называют наиболее перспективным и в ВУЗ-банке, Челябинвестбанке. В СКБ-банке также считают вполне подходящим форматом операционный офис. Примсоцбанк выделяет в качестве приоритетов допофис и филиал.
Бинбанк выступает за более гибкий подход: необходим разумный компромисс в построении сети. Все зависит от конкретных целей. Если цель — расширить сеть в том же городе или субъекте РФ, то допофис. Если цель — выйти в новые субъекты РФ, то через представительство, которое впоследствии перерастет либо в филиал, либо в операционный офис.
Впрочем, на сегодняшний день безусловным лидером среди всех банковских форматов являются дополнительные офисы, на втором месте — операционные кассы. Между тем именно в этих сегментах последние полгода наблюдается падение количества. В то же время количество кредитно-кассовых офисов и операционных офисов растет.
Как быть, если расчет не оправдался?
Открытое банковское подразделение не дотягивает до необходимого уровня эффективности. Что делать? Во-первых, его можно закрыть (впрочем, этим методом банкиры пользуются все реже), во-вторых, продать, а в-третьих (кстати, данный способ сейчас наиболее актуален), подразделение либо переносят, либо перезапускают в том же или другом формате. Бывает, что точка неэффективна длительный период, а все методы развития бизнеса в ней не работают. В этом случае ПРБ, например, пытается улучшить экономику путем приведения затрат к размеру бизнеса, изменяя формат территориального подразделения (филиал превращается в оперофис, ККО и т.д.). Крайний шаг — когда банкиры закрывают неэффективные подразделения.
Известны истории не закрытия, а переноса подразделения, продиктованного развитием банковского бизнеса в конкретном регионе. Например, банк БКФ в прошлом году закрыл филиал в Красноярске, но открыл в Новосибирске.
Есть и более оптимистичные задачи: существующая точка временно закрывается для того, чтобы ее переформатировали в следующий по иерархии формат. Такую историю помнят в СКБ-банке: в Красноярске представительство преобразовывали в операционный офис. Представительства имеют меньше полномочий и могут совершать ограниченное количество операций. Получив убедительные результаты работы в этом городе, СКБ-банк решил преобразовать представительства в полноценные офисы. В Смоленском банке временно приостановили работу одного из офисов для расширения его функционала. До преобразования к услугам клиентов была лишь одна касса и только один операционист мог помочь им осуществить необходимые банковские операции. Со временем стали появляться очереди, специалистов для обслуживания всех обращавшихся в данный офис явно не хватало.
В связи с активным сокращением общего количества банков и перераспределением их активов и подразделений среди оставшихся игроков появилась еще одна причина закрытия банковских подразделений — внутренняя конкуренция. Так, филиальная сеть банка «Солидарность» после объединения в 2008 г. в группу с банком «Потенциал» (Тольятти), принятым на санацию, увеличилась в два раза. Некоторые дополнительные офисы двух банков начали конкурировать на одних и тех же площадках. Поэтому в 2008—2010 гг. филиальная сеть была планомерно оптимизирована, пришлось сократить пять точек.
В вопросе закрытия подразделений ВТБ24 ставит во главу угла оптимизацию расходов. В кризис этот подход был самым разумным. В итоге 34 офиса, не соответствующие форматам розничного банка, закрыли. Однако ВТБ24 действовал не только жесткими методами. Для трети офисов ВТБ24 снизил ставку аренды почти на 20% и продолжает договариваться с арендодателями о снижении ставок. Общая экономия от снижения ставок аренды в годовом исчислении составила почти 100 млн руб.
В целом расходы на аренду помещений для банковских подразделений становятся все более значимым фактором. В ряде случаев, особенно в кризис, именно высокая арендная плата способна привести к закрытию допофиса.
Количество банковских офисов в федеральных округах России
|
Количество, шт. |
% от общего количества офисов |
Центральный |
11 186 |
29,05 |
Северо-Западный |
3559 |
9,2 |
Южный |
3578 |
9,3% |
Северо-Кавказский |
990 |
2,6 |
Приволжский |
9391 |
24,4 |
Уральский |
3157 |
8,2 |
Сибирский |
5001 |
13,05 |
Дальневосточный |
1599 |
4,2 |
Всего |
38 461 |
100 |
Структура территориальных подразделений банков
|
01.02.11 |
01.08.10 |
01.05.10 |
Операционные офисы |
3317 |
2375 |
2417 |
Кредитно-кассовые офисы |
1418 |
1230 |
1240 |
Операционные кассы |
11 880 |
12 365 |
12 261 |
Дополнительные офисы |
21 846 |
21 924 |
21 831 |
Источник: ЦБ РФ