Иностранцам разрешат владеть российскими авиакомпаниями

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к разработке законопроекта о внесении изменений в ст. 61 Воздушного кодекса РФ, ограничивающую участие иностранцев в капитале российских авиакомпаний на уровне 49%. Как сообщили «ЭЖ» в ФАС, ведомство намерено снять эти ограничения, чтобы привлечь иностранных инвесторов в проекты развития российской авиации. Возможность поддержки инициативы антимонопольщиков сейчас рассматривают в Минэкономразвития и Минтрансе.


Как сообщил «ЭЖ» глава управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, еще в декабре 2010 г. этот вопрос поднял заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. Идея в том, чтобы привести нормы ВК в соответствие с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», который допускает возможность иностранного владения более чем 50% акций или долей российских компаний.

Правда, официальные представители МЭР и Минтранса данную ситуацию пока не комментируют. А вот заместитель руководителя Комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов уточнил, что вопрос по внесению изменений в ВК обсуждается в контексте вхождения России в ВТО, а также теневого участия в чартерных компаниях капитала иностранных, в первую очередь турецких, туроператоров. По словам депутата, предложения о внесении изменений в ВК будут представлены Правительству РФ этим летом.

Между тем, как сообщили «ЭЖ» в Росавиации, официально, юридически иностранный капитал в бизнесе российских авиакомпаний представлен слабо. Однако аналитики отрасли отмечают, что фактически иностранцы занимают гораздо большую долю благодаря тому, что туроператоры сами приобретают самолеты, регистрируют их в офшорах и потом передают в авиа­компании, большинство крупнейших чартерных перевозчиков частично или полностью контролируются турецким капиталом.

С. Гаврилов подтверждает, что иностранный капитал «давно участвует в российском авиа­рынке», но перевозчики, в которые он вкладывается, «недокапитализированы». Эксперт Госдумы Виталий Бордунов считает, что легализация иностранного капитала в российских авиакомпаниях поможет сделать рынок более «прозрачным и устойчивым».

Глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев уточняет, что, «с одной стороны, участие иностранного капитала в авиабизнесе — общеевропейский процесс, и России его не избежать». Но, добавляет эксперт, «движение должно быть двусторонним». С. Гаврилов также считает, что предварительно необходимо реализовать ряд «защитительных мер» в отношении российских авиакомпаний, чтобы их «не скупили за копейки».

Основные показатели работы гражданской авиации России за январь — март 2010—2011 гг.

Показатель

работы

по видам

сообщений

Единица
измерения

Январь —

март 2010 г.

Январь —

март 2011 г.

% к соотв.
периоду
прошлого
года

Пассажирооборот

тыс. пасс. км

27078345, 56

30551836,41

112,8

Тонно-километры

тыс. ткм

3409324,98

3793619,24

111,3

Грузооборот

тыс. ткм

972273,88

1043953,96

107,4

Перевозки
пассажиров

чел.

10 103 116

11 127 352

110,1

Перевозки
грузов и почты

т

191483,40

206461,35

107,8

Процент занятости
пассажирских  
кресел

%

73,6

72,0

–1,6

Процент
коммерческой  
загрузки

%

63,1

61,7

–1,4

Источник: Росавиация