Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к разработке законопроекта о внесении изменений в ст. 61 Воздушного кодекса РФ, ограничивающую участие иностранцев в капитале российских авиакомпаний на уровне 49%. Как сообщили «ЭЖ» в ФАС, ведомство намерено снять эти ограничения, чтобы привлечь иностранных инвесторов в проекты развития российской авиации. Возможность поддержки инициативы антимонопольщиков сейчас рассматривают в Минэкономразвития и Минтрансе.
Как сообщил «ЭЖ» глава управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, еще в декабре 2010 г. этот вопрос поднял заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. Идея в том, чтобы привести нормы ВК в соответствие с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», который допускает возможность иностранного владения более чем 50% акций или долей российских компаний.
Правда, официальные представители МЭР и Минтранса данную ситуацию пока не комментируют. А вот заместитель руководителя Комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов уточнил, что вопрос по внесению изменений в ВК обсуждается в контексте вхождения России в ВТО, а также теневого участия в чартерных компаниях капитала иностранных, в первую очередь турецких, туроператоров. По словам депутата, предложения о внесении изменений в ВК будут представлены Правительству РФ этим летом.
Между тем, как сообщили «ЭЖ» в Росавиации, официально, юридически иностранный капитал в бизнесе российских авиакомпаний представлен слабо. Однако аналитики отрасли отмечают, что фактически иностранцы занимают гораздо большую долю благодаря тому, что туроператоры сами приобретают самолеты, регистрируют их в офшорах и потом передают в авиакомпании, большинство крупнейших чартерных перевозчиков частично или полностью контролируются турецким капиталом.
С. Гаврилов подтверждает, что иностранный капитал «давно участвует в российском авиарынке», но перевозчики, в которые он вкладывается, «недокапитализированы». Эксперт Госдумы Виталий Бордунов считает, что легализация иностранного капитала в российских авиакомпаниях поможет сделать рынок более «прозрачным и устойчивым».
Глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев уточняет, что, «с одной стороны, участие иностранного капитала в авиабизнесе — общеевропейский процесс, и России его не избежать». Но, добавляет эксперт, «движение должно быть двусторонним». С. Гаврилов также считает, что предварительно необходимо реализовать ряд «защитительных мер» в отношении российских авиакомпаний, чтобы их «не скупили за копейки».
Основные показатели работы гражданской авиации России за январь — март 2010—2011 гг.
Показатель работы по видам сообщений |
Единица
|
Январь — март 2010 г. |
Январь — март 2011 г. |
% к соотв.
|
Пассажирооборот
|
тыс. пасс. км |
27078345, 56 |
30551836,41 |
112,8 |
Тонно-километры |
тыс. ткм |
3409324,98 |
3793619,24 |
111,3 |
Грузооборот |
тыс. ткм |
972273,88 |
1043953,96 |
107,4 |
Перевозки
|
чел.
|
10 103 116
|
11 127 352
|
110,1
|
Перевозки
|
т
|
191483,40
|
206461,35
|
107,8
|
Процент занятости
|
%
|
73,6
|
72,0
|
–1,6
|
Процент
|
%
|
63,1
|
61,7
|
–1,4
|
Источник: Росавиация