Федерация автовладельцев России (ФАР) выступила с предложением о том, как нам реализовать наказ президента Дмитрия Медведева о необходимости сделать техосмотр транспортных средств «беспроблемным для граждан».
Техосмотр превратился из реального инструмента по надзору за техническим состоянием автомобилей в коррупционную процедуру. На безопасность движения он не влияет, зато помогает выживать семьям гибэдэдэшников. К примеру, на дорогах часто встречаются древние «Жигули», которые даже по состоянию кузова не должны бы получить заветный талон ТО. Такие автомобили часто покупают по дешевке гости столицы для того, чтобы на них «таксовать». Как рассказали корреспонденту «ЭЖ» в одном из подразделений ГИБДД, подобные машины «проходят» техосмотр коллективно, по договоренности с отделом техосмотра, без предоставления машин на осмотр и, разумеется, за небольшую взятку.
Федерация автовладельцев России (ФАР), поддержав инициативу Д. Медведева по упрощению процедуры техосмотра, предложила переложить ответственность за техническое состояние автомобиля на его владельца. По факту это и сейчас так: в случае аварии по причине неисправности автомобиля ответственным за происшествие суд признает автовладельца, а не пункт ГИБДД, выдавший талон ТО.
Если посмотреть на опыт других стран, то в США, например, техосмотр в привычном россиянам виде отсутствует. Автомобили проверяют только по четырем пунктам: соответствие выхлопа экологическим нормам, отсутствие трещин лобового стекла, наличие положенной светотехники и отсутствие течей. А в отдельно взятом штате Нью-Джерси техосмотр недавно вообще урезали до минимума: проверяют только качество выхлопа и индикатор «общие проблемы в автомобиле». Тем не менее даже в этом штате аварий по причине отсутствия у автомашины тормозов давно уже не регистрировалось.
В ближайшее время ФАР собирается начать сбор подписей за полную отмену техосмотра и введение моратория на него до 2015 г. Федерация автовладельцев голосует также за отмену транспортного налога и «палочной» системы оценки работы инспекторов ГИБДД (системы отчетности сотрудников дорожной инспекции о количестве совершенных, раскрытых и предотвращенных правонарушений, поощряющей инспекторов к завышению данных показателей).
Косвенным контролером технической исправности автомобиля могут стать страховые компании, которым предлагается продавать полисы автострахования только при наличии справки о состоянии автомобиля из сервисного центра. При наличии зафиксированных в справке неисправностей стоимость автостраховки будет выше.
Как сообщил РИА «Новости» лидер ФАР Сергей Канаев, федерация рассматривает идею ввести диагностическую карту транспортного средства, которую будут выдавать после осмотра в сервис-центре. «Без такой карты или если там будут указаны неполадки, автовладелец не сможет застраховать машину или страховка будет стоить дороже, чем устранение неисправностей», — сказал С. Канаев.
Опрошенные «ЭЖ» источники в страховых компаниях к предложению взять на себя надзор за техсостоянием транспортных средств отнеслись положительно, отметив, впрочем, что тарифы ОСАГО в случае отмены ТО должны быть немедленно пересмотрены в сторону увеличения. В дальнейшем, при отсутствии аварий, к владельцам транспортных средств при заключении договора ОСАГО или каско будут применяться понижающие коэффициенты.