Если экономика России будет развиваться по инновационному сценарию, то к 2020 г. доля современных форматов розничной торговли, в том числе супермаркетов, дискаунтеров, торговых центров и магазинов шаговой доступности, в стране увеличится с 35 до 70%. Так считает Министерство промышленности и торговли. По мнению экспертов, ключевой формат для продвижения сетевой розницы на ближайшие два-три года — гипермаркет, открытие которого не влечет за собой дополнительной логистической нагрузки.
На сегодняшний день в России функционируют 477 гипермаркетов, общая торговая площадь которых достигает 3 млн кв. м. Согласно исследованию агентства INFOLine «Рынок гипермаркетов в 24 городах и регионах России», на 2011 г. российские розничные сети запланировали открытие еще более 100 гипермаркетов. Только торговая сеть «Магнит» рассчитывает, что в текущем году начнут работу 55 новых торговых точек данного формата. Масштабные планы по открытию новых магазинов также имеет X5 Retail Group (15—20 гипермаркетов). Активно развиваться в 2011 г. намерены и торговые сети «О’Кей» (11 гипермаркетов), «Лента» (восемь) и «Ашан» (четыре гипермаркета).
Впрочем, не исключено, что не все планы по открытию гипермаркетов осуществятся. К примеру, в 2010 г. Real открыла всего один гипермаркет вместо ранее заявленных четырех. Сети «Ашан» удалось открыть шесть из восьми, а «Седьмому континенту» два из трех новых гипермаркетов. Скорректировавшая в 2-м полугодии планы по развитию сеть «Магнит» не успела открыть один гипермаркет.
В то же время торговые сети «Лента» и «О’Кей» в прошлом году выполнили заявленные планы по открытию, а ряд ретейлеров превзошел прогнозируемые показатели. Так, X5 Retail Group открыла 13 вместо десяти ожидавшихся гипермаркетов (в том числе нового формата «Пятерочка-Макси»). Metro C&C открыла пять вместо четырех запланированных гипермаркетов.
Ретейлеры повышают эффективность
По мнению аналитиков INFOLine, стремление ретейлеров к перевыполнению планов по расширению связано с тем, что гипермаркет является ключевым форматом для продвижения сетевой розницы на ближайшие два-три года. Особенно он эффективен для развития ретейлеров в регионах, так как является своеобразным магазином-складом, который не требует построения распределительного центра и соответственно дополнительной логистической нагрузки. Повышать ценовую доступность продуктов им позволяют меньшие издержки на коммунальные услуги, персонал, аренду и рекламную деятельность.
Вместе с тем работа гипермаркетов отличается высокой эффективностью. Например, в прошлом году лидером по этому показателю в России стала компания «Ашан», у которой выручка с квадратного метра торговой площади составила более 16 700 долл. в год. Выручка гипермаркетов «Лента» за тот же период — 9300 долл. с 1 кв. м, Metro C&C — 9000 долл., «Магнит» — 8000 долл. с 1 кв. м.
Но доля современных форматов торговли в общем розничном обороте России составляет, по данным Минпромторга, 35%, тогда как в наиболее развитых странах она превосходит 70%. Так, в продовольственной рознице Великобритании этот показатель равняется 83%, Франции — 78, Нидерландов — 77, Швеции — 74%, непродовольственной рознице Великобритании — 89%, Германии — 85, Венгрии — 82%.
Борьба на рынке обострилась
Впрочем, динамика прироста продаж через современные форматы торговли в РФ достаточно высока и составляет 11,9% в год. По прогнозу Минпромторга, если экономика будет развиваться по инновационному сценарию, доля современных форматов, к которым ведомство относит супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, торговые центры и магазины шаговой доступности, в розничной торговле увеличится к 2020 г. до 70%. При инерционном и энергосырьевом вариантах развития экономики современные форматы будут развиваться медленнее, и к 2020 г. их доля в общем обороте составит 60 и 65% соответственно.
По оценке аналитиков INFOLine, для первичного насыщения российского рынка только магазинов в формате «гипермаркет» необходимо открыть порядка одной тысячи. «Темпы развития ретейлеров ежегодно ускоряются, борьба среди участников рынка уже сегодня максимально обострилась. В ближайшие два-три года эффективное открытие гипермаркетов еще будет возможно за счет выхода на новые региональные рынки, в города с населением 50 000—100 000 человек. Дальнейший рост будет сопряжен со значительно большими затратами на покупку уже работающих объектов или на жесткую конкурентную борьбу», — отмечает генеральный директор агентства Иван Федяков. По его словам, основная задача ретейлеров — не ошибиться со временем выхода, чтобы опередить конкурентов и не столкнуться с проблемой обеспечения безубыточности операционной деятельности.
К сведению
Современный формат магазина — магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв. м, имеющий один прилавок свежей продукции или более и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри» и дискаунтеры.
Важно
Ключевые тренды розничной торговли
По оценкам экспертов, стратегическим вопросом для магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, в 2011 г. станет повышение качества взаимодействия между поставщиками и сетями, так как цены на продовольствие в России стремительно растут, а давление на ретейлеров в предвыборный год со стороны государственных органов и Федеральной антимонопольной службы увеличивается.
Кроме того, эксперты отмечают новую тенденцию 2010 г., которая получит дальнейшее развитие в 2011 г. Не только федеральные, но и региональные ретейлеры все чаще переходят на прямые контракты с производителями, отказываясь от услуг дистрибьюторов. По мнению специалистов, это приведет к значительным изменениям коммерческой политики компаний-поставщиков и структуры ассортиментной матрицы ретейлеров. При этом производители будут сталкиваться с неполными загрузками рейсов при поставке в отдаленные регионы и значительным увеличением логистических расходов при поставках в сетевую розницу.
К сведению
Торговых центров станет больше
По оценке INFOLine, в 2010 г. объемы ввода качественных торговых площадей в торговых центрах России вернулись на докризисный уровень. Всего за прошлый год введено в эксплуатацию 3,16 млн кв. м площадей в торговых комплексах, что превышает показатель 2009 г. на 40%, 2008 г. — на 34%.
Общий объем площадей в торговых центрах России составил по итогам 2010 г. около 21,7 млн кв. м. По этому показателю лидируют Москва и Санкт-Петербург, в которых объем предложения качественных торговых площадей по итогам 2010 г. составляет 6,12 млн кв. м и 3,95 млн кв. м соответственно.
По оценкам специалистов INFOLine, лидерами по насыщенности качественными торговыми площадями в России являются Краснодар, Воронеж и Санкт-Петербург. Показатель насыщенности в этих городах варьируется от 850 до 970 кв. м площадей в ТЦ на 1000 жителей.
Перспективные города для открытия новых торговых центров, по оценке аналитиков, Ставрополь и Уфа, которые характеризуются высоким уровнем денежных доходов населения и оборота розничной торговли на душу населения при сравнительно невысоком уровне насыщенности качественными торговыми площадями.
Ключевой проблемой для российских и иностранных девелоперов продолжают оставаться бюрократия и коррупция. В частности, с серьезными проблемами в России сталкивается IKEA, развивающая сеть ТРЦ «МЕГА». Так, на 2011 г. намечено открытие ТРК «МЕГА» в Уфе, общей площадью 130 000 кв. м, который был достроен еще в 2009 г., но из-за бюрократических препятствий так и не получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Аналогичная ситуация с ТРК «МЕГА» площадью 150 000 кв. м в Самаре (строительство завершено еще в 2008 г., но разрешение на ввод в эксплуатацию не получено), открытие которого запланировано на май 2011 г.
По прогнозу экспертов, по итогам 2011 г. общий объем торговых центров в России увеличится на 2,4—2,6 млн кв. м. В эксплуатацию будут вводиться в основном торговые комплексы, реализация которых была начата еще до кризиса — в 2006—2007 гг. В 2012 г. объемы ввода торговых центров скорее всего будут ниже, чем в 2011 г., несмотря на возможность переноса запуска некоторых объектов с IV квартала 2011 г. на 1-е полугодие 2012 г., и составят примерно 1,4—1,6 млн кв. м.
Увеличение объемов ввода стоит ожидать не ранее 2013 г., когда в эксплуатацию начнут вводиться объекты, реализация которых началась после кризиса. Так как заявления девелоперов о начале реализации новых проектов на рынке единичны, фактически речь будет идти в основном о завершении строительства замороженных в условиях кризиса в связи с нехваткой средств примерно 100 торговых центров в регионах России, общая площадь которых по состоянию на I квартал 2011 г. оценивается в 5 млн кв. м.
Планы по открытию гипермаркетов в РФ в 2011 г.
Компания |
Бренд-сети |
Оценочный объем
|
X5 Retail Group |
«Карусель» |
5 |
|
«Пятерочка-Макси» |
8 |
«Магнит», ОАО |
«Магнит» |
45 |
«Ашан», ООО |
«Ашан», «Ашан Сити» |
4 |
|
«Радуга» |
1 |
«МЕТРО Кэш энд Керри», ООО |
Metro C&C |
8 |
«О’Кей», ООО |
«О’Кей» |
11 |
«Лента», ООО |
«Лента» |
8 |
Корпорация «Гринн», ЗАО |
«Линия» |
2 |
ГК «Вестер», ООО |
«Вестер Гипер» |
3 |
«Европа», ООО |
«Европа» |
4 |
«Призма», ООО |
Prisma |
1 |
Источник: INFOLine
Параметры Стратегии развития розничной торговли на 2011—2015 гг. и период до 2020 г. для инновационного сценария развития экономики в текущих ценах
Параметр |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2020 г. |
Оборот розничной торговли, трлн руб. |
18,1 |
20,2 |
22,7 |
25,3 |
28,1 |
45,7 |
Размер современных продовольственных
|
12,0 |
13,5 |
15,3 |
17,3 |
19,9 |
40,8 |
Обеспеченность современными
|
84 |
95 |
107 |
121 |
139 |
281 |
Доля современных форматов
|
35 |
39 |
44 |
48 |
55 |
70 |
Доля сетей в розничной торговле, % |
27 |
31 |
35 |
40 |
45 |
65 |
Доля малых предприятий от общего
|
52 |
48 |
44 |
40 |
35 |
22 |
Источник: Минпромторг России