Торговля уходит с улицы в гипермаркеты

| статьи | печать

Если экономика России будет развиваться по инновационному сценарию, то к 2020 г. доля современных форматов розничной торговли, в том числе супермаркетов, дискаунтеров, торговых центров и магазинов шаговой доступности, в стране увеличится с 35 до 70%. Так считает Министерство промышленности и торговли. По мнению экспертов, ключевой формат для продвижения сетевой розницы на ближайшие два-три года — гипермаркет, открытие которого не влечет за собой дополнительной логистической нагрузки.

На сегодняшний день в России функционируют 477 гипермаркетов, общая торговая площадь которых достигает 3 млн кв. м. Согласно исследованию агентства INFOLine «Рынок гипермаркетов в 24 городах и регионах России», на 2011 г. российские розничные сети запланировали открытие еще более 100 гипермаркетов. Только торговая сеть «Магнит» рассчитывает, что в текущем году начнут работу 55 новых торговых точек данного формата. Масштабные планы по открытию новых магазинов также имеет X5 Retail Group (15—20 гипермаркетов). Активно развиваться в 2011 г. намерены и торговые сети «О’Кей» (11 гипермаркетов), «Лента» (восемь) и «Ашан» (четыре гипермаркета).

Впрочем, не исключено, что не все планы по открытию гипермаркетов осуществятся. К примеру, в 2010 г. Real открыла всего один гипермаркет вместо ранее заявленных четырех. Сети «Ашан» удалось открыть шесть из восьми, а «Седьмому континенту» два из трех новых гипермаркетов. Скорректировавшая в 2-м полугодии планы по развитию сеть «Магнит» не успела открыть один гипермаркет.

В то же время торговые сети «Лента» и «О’Кей» в прошлом году выполнили заявленные планы по открытию, а ряд ретейлеров превзошел прогнозируемые показатели. Так, X5 Retail Group открыла 13 вместо десяти ожидавшихся гипермаркетов (в том числе нового формата «Пятерочка-Макси»). Metro C&C открыла пять вместо четырех запланированных гипермаркетов.

Ретейлеры повышают эффективность

По мнению аналитиков INFOLine, стремление ретейлеров к перевыполнению планов по расширению связано с тем, что гипермаркет является ключевым форматом для продвижения сетевой розницы на ближайшие два-три года. Особенно он эффективен для развития ретейлеров в регионах, так как является своеобразным магазином-складом, который не требует построения распределительного центра и соответственно дополнительной логистической нагрузки. Повышать ценовую доступность продуктов им позволяют меньшие издержки на коммунальные услуги, персонал, аренду и рекламную деятельность.

Вместе с тем работа гипермаркетов отличается высокой эффективностью. Например, в прошлом году лидером по этому показателю в России стала компания «Ашан», у которой выручка с квадратного метра торговой площади составила более 16 700 долл. в год. Выручка гипермаркетов «Лента» за тот же период — 9300 долл. с 1 кв. м, Metro C&C — 9000 долл., «Магнит» — 8000 долл. с 1 кв. м.

Но доля современных форматов торговли в общем розничном обороте России составляет, по данным Минпромторга, 35%, тогда как в наиболее развитых странах она превосходит 70%. Так, в продовольственной рознице Великобритании этот показатель равняется 83%, Франции — 78, Нидерландов — 77, Швеции — 74%, непродовольственной рознице Великобритании — 89%, Германии — 85, Венгрии — 82%.

Борьба на рынке обострилась

Впрочем, динамика прироста продаж через современные форматы торговли в РФ достаточно высока и составляет 11,9% в год. По прогнозу Минпромторга, если экономика будет развиваться по инновационному сценарию, доля современных форматов, к которым ведомство относит супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, торговые центры и магазины шаговой доступности, в розничной торговле увеличится к 2020 г. до 70%. При инерционном и энергосырьевом вариантах развития экономики современные форматы будут развиваться медленнее, и к 2020 г. их доля в общем обороте составит 60 и 65% соответственно.

По оценке аналитиков INFOLine, для первичного насыщения российского рынка только магазинов в формате «гипермаркет» необходимо открыть порядка одной тысячи. «Темпы развития ретейлеров ежегодно ускоряются, борьба среди участников рынка уже сегодня максимально обострилась. В ближайшие два-три года эффективное открытие гипермаркетов еще будет возможно за счет выхода на новые региональные рынки, в города с населением 50 000—100 000 человек. Дальнейший рост будет сопряжен со значительно большими затратами на покупку уже работающих объектов или на жесткую конкурентную борьбу», — отмечает генеральный директор агентства Иван Федяков. По его словам, основная задача ретейлеров — не ошибиться со временем выхода, чтобы опередить конкурентов и не столкнуться с проблемой обеспечения без­убыточности операционной деятельности.


К сведению
Современный формат магазина — магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв. м, имеющий один прилавок свежей продукции или более и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри» и дискаунтеры.


Важно

Ключевые тренды розничной торговли
По оценкам экспертов, стратегическим вопросом для магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, в 2011 г. станет повышение качества взаимодействия между поставщиками и сетями, так как цены на продовольствие в России стремительно растут, а давление на ретейлеров в предвыборный год со стороны государственных органов и Федеральной антимонопольной службы увеличивается.

Кроме того, эксперты отмечают новую тенденцию 2010 г., которая получит дальнейшее развитие в 2011 г. Не только федеральные, но и региональные ретейлеры все чаще переходят на прямые контракты с производителями, отказываясь от услуг дистрибьюторов. По мнению специалистов, это приведет к значительным изменениям коммерческой политики компаний-поставщиков и структуры ассортиментной матрицы ретейлеров. При этом производители будут сталкиваться с неполными загрузками рейсов при поставке в отдаленные регионы и значительным увеличением логистических расходов при поставках в сетевую розницу.


К сведению

Торговых центров станет больше
По оценке INFOLine, в 2010 г. объемы ввода качественных торговых площадей в торговых центрах России вернулись на докризисный уровень. Всего за прошлый год введено в эксплуатацию 3,16 млн кв. м площадей в торговых комплексах, что превышает показатель 2009 г. на 40%, 2008 г. — на 34%.

Общий объем площадей в торговых центрах России составил по итогам 2010 г. около 21,7 млн кв. м. По этому показателю лидируют Москва и Санкт-Петербург, в которых объем предложения качественных торговых площадей по итогам 2010 г. составляет 6,12 млн кв. м и 3,95 млн кв. м соответственно.

По оценкам специалистов INFOLine, лидерами по насыщенности качественными торговыми площадями в России являются Краснодар, Воронеж и Санкт-Петербург. Показатель насыщенности в этих городах варьируется от 850 до 970 кв. м площадей в ТЦ на 1000 жителей.

Перспективные города для открытия новых торговых центров, по оценке аналитиков, Ставрополь и Уфа, которые характеризуются высоким уровнем денежных доходов населения и оборота розничной торговли на душу населения при сравнительно невысоком уровне насыщенности качественными торговыми площадями.

Ключевой проблемой для российских и иностранных девелоперов продолжают оставаться бюрократия и коррупция. В частности, с серьезными проблемами в России сталкивается IKEA, развивающая сеть ТРЦ «МЕГА». Так, на 2011 г. намечено открытие ТРК «МЕГА» в Уфе, общей площадью 130 000 кв. м, который был достроен еще в 2009 г., но из-за бюрократических препятствий так и не получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Аналогичная ситуация с ТРК «МЕГА» площадью 150 000 кв. м в Самаре (строительство завершено еще в 2008 г., но разрешение на ввод в эксплуатацию не получено), открытие которого запланировано на май 2011 г.

По прогнозу экспертов, по итогам 2011 г. общий объем торговых центров в России увеличится на 2,4—2,6 млн кв. м. В эксплуатацию будут вводиться в основном торговые комплексы, реализация которых была начата еще до кризиса — в 2006—2007 гг. В 2012 г. объемы ввода торговых центров скорее всего будут ниже, чем в 2011 г., несмотря на возможность переноса запуска некоторых объектов с IV квартала 2011 г. на 1-е полугодие 2012 г., и составят примерно 1,4—1,6 млн кв. м.

Увеличение объемов ввода стоит ожидать не ранее 2013 г., когда в эксплуатацию начнут вводиться объекты, реализация которых началась после кризиса. Так как заявления девелоперов о начале реализации новых проектов на рынке единичны, фактически речь будет идти в основном о завершении строительства замороженных в условиях кризиса в связи с нехваткой средств примерно 100 торговых центров в регионах России, общая площадь которых по состоянию на I квартал 2011 г. оценивается в 5 млн кв. м.

Планы по открытию гипермаркетов в РФ в 2011 г.

Компания

Бренд-сети

Оценочный объем
ввода магазинов

X5 Retail Group

«Карусель»

5

«Пятерочка-Макси»

8

«Магнит», ОАО

«Магнит»

45

«Ашан», ООО

«Ашан», «Ашан Сити»

4

«Радуга»

1

«МЕТРО Кэш энд Керри», ООО

Metro C&C

8

«О’Кей», ООО

«О’Кей»

11

«Лента», ООО

«Лента»

8

Корпорация «Гринн», ЗАО

«Линия»

2

ГК «Вестер», ООО

«Вестер Гипер»

3

«Европа», ООО

«Европа»

4

«Призма», ООО

Prisma

1

Источник: INFOLine


Параметры Стратегии развития розничной торговли на 2011—2015 гг. и период до 2020 г. для инновационного сценария развития экономики в текущих ценах

Параметр

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2020 г.

Оборот розничной торговли, трлн руб.

18,1

20,2

22,7

25,3

28,1

45,7

Размер современных продовольственных
торговых площадей, млн кв. м

12,0

13,5

15,3

17,3

19,9

40,8

Обеспеченность современными
продовольственными торговыми
площадями, кв. м на тыс. чел.

84

95

107

121

139

281

Доля современных форматов
розничной торговли, %

35

39

44

48

55

70

Доля сетей в розничной торговле, %

27

31

35

40

45

65

Доля малых предприятий от общего
количества предприятий торговли, %

52

48

44

40

35

22

Источник: Минпромторг России