Закон вменяет в обязанность получать необходимую разрешительную документацию на строительство заказчику, однако к административной ответственности за проведение без разрешения строительных работ могут быть привлечены лица, непосредственно осуществляющее строительство (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16235/10). Тем самым высший судебный орган разрешил разногласия по поводу определения субъекта правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В настоящий момент КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в предусмотренных случаях.
Тем не менее к вопросу определения субъекта данного правонарушения суды подходят по-разному. Вывод, что к ответственности может быть привлечен не только застройщик или заказчик, но и лицо, осуществляющее строительство, сделан Арбитражным судом г. Москвы (решение от 18.03.2010 № А40-19954/10-94-110).
Иная точка зрения сложилась у судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении этого дела. Они сочли, что системное толкование норм Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик. Значит, именно он является субъектом административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 и ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А40-19954/10-94-110).
Фабула
Муниципальное предприятие (заказчик) и ООО (подрядчик) заключили договор генерального подряда. Общество должно было своими и привлеченными силами осуществить строительство жилых домов. За заказчиком договором был закреплена обязанность оформить разрешение на производство строительно-монтажных работ в течение 20 дней до начала выполнения работ. Подрядчик соответствующие документы не получил, но все равно приступил к работе.
Впоследствии при проведении проверки Главгосстройнадзор усмотрел в действиях подрядчика состав правонарушения и обратился в суд.
Исковые требования
Управление Главгосстройнадзора Московской области обратилось в суд с требованием привлечь ООО к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основание обращения — ст. 202 и 203 АПК РФ.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции удовлетворил требования управления исходя из того, что субъектом административного правонарушения является подрядчик.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при осуществлении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проводятся на основании разрешения на строительство. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, может быть застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, подрядная организация, выполняющая строительство без соответствующего разрешения, подпадает под действия ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с таким выводом. Они руководствовались следующим.
Застройщик на основании договора с лицом, осуществляющим строительство, должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать этому лицу материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Законодательством не определено, что в случае привлечения другого лица к строительным работам обязанность по получению разрешения возлагается на это лицо.
Наличие заключенного договора с подрядчиком не изменяет правового статуса застройщика, обязанного получить разрешение на проведение строительных работ. Подрядчик выполняет работы по указанию заказчика. И в рамках исполнения гражданско-правового договора он не может нести административную ответственность за ненадлежащее исполнение требований законодательства заказчиком.
Если правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик, значит, он и является субъектом данного административного правонарушения.
Позиция Президиума ВАС РФ
Президиум оставил в силе решение суда первой инстанции, подтвердив, что субъектом правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и лицо, непосредственно осуществляющая строительство.
Таким образом, подрядчик в силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса мог приступить к строительству жилых домов только после получения от заказчика всей необходимой документации, в том числе разрешительной.
Поскольку общество вело строительство с нарушением норм Градостроительного кодекса (без разрешения), его правомерно привлекли к административной ответственности.
К сведению
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.