Минэнерго до конца мая обещает представить в правительство проект постановления по возвращению на российский рынок бензина стандарта «Евро-2», производство и продажа которого в России запрещены с 1 января 2011 г. Эта мера, считают в министерстве, решит проблему дефицита нефтепродуктов. Эксперты полагают, что подобная мера также позволит забыть мечты о повышении качества топлива.
О возвращении на рынок низкокачественного топлива стандарта «Евро-2» просили нефтяные компании, причем в первую очередь государственные «Газпром нефть» и «Роснефть». Именно они не успели модернизировать принадлежащие им нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) под новые стандарты.
Правда, Минэнерго хочет увеличения акцизных сборов на топливо стандарта «Евро-2» с нынешних 6000 руб. за тонну до 7000 руб. В ведомстве утверждают, что на конечных потребителях увеличение акцизов не скажется, но подтолкнет нефтяные компании к скорейшей модернизации своих НПЗ.
Тем не менее потребители хотели бы получить четкий ответ на вопрос: как можно на глазок определить, какого класса продаваемое топливо? Требовать сертификаты на топливо при каждой заправке? Современные иномарки (особенно оснащенные мощными или турбированными двигателями) достаточно требовательны к качеству бензина и дизтоплива.
В конце апреля в ряде регионов России наблюдался дефицит бензина. На независимых заправках бензин вообще не отпускали, а на АЗС крупных нефтекомпаний заправляли по карточкам или не более 20 л. По мнению большинства экспертов, слова председателя правительства Владимира Путина, что дефицит стал следствием сговора поставщиков, правдивы. Предприниматели эффективно использовали неуклюжую попытку правительства скомандовать ценам «Стоять!» и показали, что это неизбежно приводит к дефициту товаров. Испугать власти удалось и теперь. Как, например, уверяют источники AutoNews.ru в нефтегазовой среде, в рознице, очевидно, рост продолжится и составит более 5—7% до конца года, как ранее прогнозировал глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.
Рост цен на бензин, уверены аналитики, продолжится осенью. Пока рано говорить, что литр Аи-95 в России будет стоить как в Европе (около 60 руб.), но к отметке 40 руб. за литр качественного топлива он вполне способен приблизиться.
Чиновники Минэнерго полны оптимизма
Серьезный бизнес в отличие от правительства умеет разыгрывать многоходовые комбинации и действовать одновременно по нескольким направлениям. Скорее всего удар дефицитом поможет не только расконсервировать цены, но и начать наступление на независимых продавцов бензина, то есть не входящих в состав вертикально интегрированных компаний. Еще апрельская атака позволит нефтяникам заблокировать попытки запрета продажи некачественного топлива стандарта «Евро-2».
По словам замглавы Минэнерго Сергея Кудряшова, разрешение продажи на рынке топлива класса «Евро-2» является одной из мер по решению проблемы топливного дефицита. Но акцизы на «Евро-2» будут существенно подняты, а на «Евро-3» — снижены.
Сейчас, по данным ИАЦ «Кортес», акциз на тонну нефтепродуктов классом ниже «Евро-3» составляет 5995 руб., на «Евро-3» — 5672 руб. Разница в ставках будет не 300 руб., а около 2000 руб., пообещал С. Кудряшов. Например, с тонны топлива «Евро-3» компании будут платить 5000 руб., а «Евро-2» — 7000 руб. Это, по мнению чиновника, станет стимулом для компаний повышать глубину переработки. «Цены на заправках будут примерно одинаковые, но те, кто производит „Евро-2“, должны будут платить повышенный акциз, скажем до 2 руб. с литра», — объяснил замминистра.
«Роснефть» приветствует инициативу министерства. «Наша компания смогла бы производить порядка 350 000 т нефтепродуктов стандарта „Евро-2“ в год дополнительно к производимым сейчас объемам „Евро-3“, — говорит представитель компании. — То есть мы бы могли поучаствовать в решении проблемы топливного дефицита».
К сведению
В России одни из самых высоких цен на бензин среди нефтедобывающих стран. Например, в Саудовской Аравии литр 95-го стоит около 4,42 руб., в Ливии — 8 руб., Азербайджане — 13,67 руб. Представители российских нефтяных компаний неоднократно объясняли высокую стоимость топлива в России большой налоговой нагрузкой. Доля налогов и акцизов в цене топлива составляет 60%, жалуются они. А высокие прибыли объясняют продажей нефти на экспорт.
О стандартах
Стандарты «Евро-2» и «Евро-3» являются экологическими и регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах. Например, бензин Аи-92 может быть как класса «Евро-2», так и «Евро-3». Россия перешла к стандарту «Евро-3» с января 2011 г.