Закон о лицензировании снова переписали

| статьи | печать

В России в очередной раз изменили законодательство о лицензировании. Новый закон, за исключением некоторых положений, вступит в силу 3 ноября 2011 г. Остановимся на его главных новеллах.

Подписанный и официально опубликованный Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» уже успел наделать много шума. Действительно, несмотря на полное совпадение названий этого и предыдущего законов, отличия концептуальные.

Новый закон разработан в соответствии с двумя планами мероприятий — планом по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009—2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р, и планом по совершенствованию государственного управления в 2009—2010 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Принятие закона требует внесения изменений в ряд федеральных законов, в частности в законы о частой детективной и частной охранной деятельности, об образовании, о связи, почтовой связи, высшем и послевузовском образовании.

Но обо всем по порядку.

Понятия и цели

В новом законе появилась ст. 2, предусматривающая цели, задачи лицензирования, а также критерии определения лицензируемых видов деятельности.

В соответствии с п. 3 названной статьи к лицензируемым видам деятельности законодатель относит виды деятельности, осуществление которых способно повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может проводиться иными методами, кроме как лицензированием.

Исходя из данной формулировки можно сделать вывод: чтобы ввести лицензирование для какого-либо вида деятельности, потребуется обосновать, что, во-первых, деятельность может нанести ущерб и, во-вторых, никакое другое регулирование кроме лицензирования невозможно.

Изменения коснулись и понятийного аппарата.

Из нового закона исключено такое понятие, как реестр лицензий, но включено новое понятие «место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию». Под ним понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), предназначенный для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используемый при его осуществлении. Этот объект должен соответствовать лицензионным требованиям, принадлежать соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, иметь почтовый адрес или другие данные, позволяющие его идентифицировать.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии и лицензиата.

В остальном все основные понятия, используемые в законе, не претерпели существенных изменений.

Каких видов закон не касается

В настоящий момент из-под действия Закона о лицензировании выведено 23 вида деятельности. Они лицензируются в соответствии с другими федеральными законами. В новом законе таких видов деятельности осталось всего 11.

В шести сферах деятельности — биржевой, страховой, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — порядок лицензирования не изменился.

В отношении таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание, частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельности, образовательная деятельность (за исключением образовательной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»), федеральными законами, регулирующими их, могут определяться особенности лицензирования. Например, это касается порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока ее действия и порядка продления, приостановления и возобновления действия лицензии.

Полномочия

Немаловажная новелла закона — четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования.

Теперь органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия в области лицензирования только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ранее виды деятельности, лицензирование которых они могли осуществлять, определяло Правительство РФ.

Перечень лицензируемых видов деятельности

Законодатель пошел на очередное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Это прежде всего связано с появлением иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, обязательной сертификации.

В частности, отменено лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности:

  • по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказу граждан;
  • производству и реализации специального игрового оборудования.

Теперь многие прежние самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены в одном подпункте. Может показаться, что список резко сократился. Однако это не так.

Право определять конкретные перечни работ и услуг видов деятельности, подпадающих под лицензирование, делегировано правительству. Перечни должны быть исчерпывающие и устанавливаться в положениях о лицензировании.

Процедуры лицензирования

Новый закон совершенствует процедуры лицензирования. В частности, он предусматривает бессрочное действие лицензии, что само по себе позволит избегать процедуры продления срока ее действия и снизит издержки лицензиатов.

При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата.

Законом предусмотрено, что предоставленные до дня вступления в силу нового закона лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию, действуют бессрочно.

Лицензионный контроль

В законе полностью реализуются положения Федерального закона от 06.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, поскольку именно в течение первого года велики риски нанесения им ущерба при осуществлении деятельности.

Впоследствии лицензиата будут проверять в обычном режиме — по истечении трех лет со дня окончания очередной плановой проверки.

Законом установлен перечень прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов. Предусмотрено также, что в случае неисполнения обязанностей они будут нести ответственность в соответствии с российским законодательством.

Переходные моменты

Обратите внимание: предоставленные до вступления в силу данного закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока действия должны быть переоформлены в предусмотренном законом порядке с соблюдением лицензионных требований.