Полным ходом идет работа над модернизацией Стратегии развития страны до 2020 г. Сейчас ученые спорят, чем является для России ее сырьевое богатство — счастьем или проклятьем. Многие говорят, что ошибочно считать ресурсную базу причиной российских бед, и предлагают строить рентоориентированную и социально направленную модель развития экономики, включающую два взаимодополняющих сектора — минерально-сырьевой и неоиндустриальный.
Сторонники рентоориентированной модели, видимо, не учитывают, что в России индустриализация уже имела место. Теперь на селе живет не более половины населения, как в Китае, а значит, черпать дешевую рабочую силу неоткуда.
В современной российской экономике, считает Семен Киммельман, академик Академии горных наук (АГН), д.э.н., не было и нет никакой сырьевой модели. Есть минерально-сырьевой сектор (МСС) экономики, к которому приклеили ярлык экспортно-сырьевой модели. Нет неоиндустриальной модели, но есть стагнирующий индустриальный сектор экономики. Эти два сегмента экономики существовали, существуют и будут существовать. Более того, они не могут друг без друга.
Тем не менее многие эксперты подбирают только положительные либо, наоборот, только отрицательные факты, на основании которых позволяют себе безапелляционные суждения. В итоге создается стереотип, что сырьевая экономика для России не годится, это очень плохая экономика. Власти в унисон подобно аналитикам подтверждают этот стереотип и любое свое действие оправдывают тем, что оно направлено на уход от сырьевой модели.
В реальности минерально-сырьевой сектор экономики сейчас для России — важнейший фактор развития. МСС, в котором, кстати, трудится всего 1,5—1,7 млн человек, дает стране огромный доход в виде природной, а также ценовой ренты, обеспечивающей около 50% поступлений в бюджет, порядка 70% поступающей в страну валюты, пополняющей золотовалютные резервы, 100% поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Вместе с тем, подчеркивает С. Киммельман, рента питает не только и не столько перечисленные выше позиции. Рента, щедро подаренная России самой природой, обеспечивает рост богатства более 80% российских миллиардеров, предоставляет средства на выборы большинству сенаторов и депутатов. За счет ренты питаются коррупционеры всех уровней, пополняются офшорные счета российских юридических и частных лиц, приобретаются дворцы и яхты за рубежом.
Система недропользования, основанная на лицензионных соглашениях, в которых отсутствуют предполагаемые доходы от добычи полезных ископаемых, создает условия для присвоения огромной части поступлений от природных богатств. В то же время она не формирует стимулов к внедрению современных технологий при эксплуатации месторождений, то есть к созданию инновационной дифференциальной ренты II типа.
Но именно рента II типа вместе с нормальной нормой прибыли (15—20% капиталовложений) и амортизационными отчислениями должна принадлежать недропользователям.
Природная и ценовая ренты, уверен эксперт АГН, должны полностью поступать государству. Для их полноценного изъятия в бюджет необходимо применять гражданско-правовой концессионный доступ к недропользованию. Полученные средства следует использовать, во-первых, на формирование условий для развития человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилье), во-вторых, на неоиндустриализацию нашей экономики, в частности на продвижение мегапроектов, в которых обязательно должны найти достойное место проекты МСС.
Среди важнейших мегапроектов минерально-сырьевого сектора экономики С. Киммельман называет освоение южного сибирско-дальневосточного геополитического пояса России. Только сумма природной и ценовой рент от его реализации может превысить 5 трлн руб.
Иного мнения придерживается другой участник экспертной дискуссии по Стратегии-2020, ученый Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Кирилл Родионов. Сегодня вряд ли существует реальная потребность в реиндустриализации российской экономики. Во время тяжелейшего трансформационного кризиса 1990-х гг. были устранены крупные деформации, характерные для социалистической экономики: снизилась аномально высокая доля промышленности в ВВП, возросла роль сферы услуг и торговли. Отраслевые сдвиги тех лет привели к формированию в России структуры экономики, отвечающей требованиям рынка.
Наша страна по объективным причинам не может конкурировать по стоимости рабочей силы с азиатскими государствами, поэтому новый индустриальный рывок невозможен, полагает К. Родионов.
Позицию С. Киммельмана во многом поддерживает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Марат Узяков. Даже в прошлом, посткризисном, году мировая экономика показала почти 5% прироста производства. Дальше может быть больше. В любом случае в среднесрочной перспективе в глобальной экономике ожидается не менее 4% роста в год. Это означает, что потребление первичных ресурсов в мире должно ежегодно увеличиваться примерно на 2%.
«В этой связи нам не кажутся уместными стенания по поводу ресурсного проклятия России, а также ожидания стремительного перехода к инновационному пути развития. Всему свое время. Между тем именно ресурсопроизводящие отрасли становятся важнейшим каналом, формирующим поток инноваций в современную российскую экономику. Очевидно, что можно пользоваться только теми инструментами и теми возможностями, которые есть в наличии. Все остальное необходимо создавать, и на это требуется время и деньги», — заключает ученый ИНП РАН.
Динамика изменения удельного веса платежей и налогов за недра в бюджетной системе*
Годы |
Доходная
|
Сумма налогов и платежей за недра,
|
Удельный вес налогов за недра,
|
Примечание |
2001 |
2466,8 |
149,4 |
6 |
Консолидированный бюджет |
2002 |
3147,4 |
334,1 |
10,6 |
Консолидированный бюджет |
2003 |
2586,2 |
559,8 |
21,6 |
Федеральный бюджет |
2004 |
3273,8 |
1070,5 |
32,7 |
Федеральный бюджет |
2005 |
4896,5 |
2181,1 |
44,5 |
Федеральный бюджет |
2006 |
6146,3 |
3058,0 |
49,7 |
Федеральный бюджет |
2007 |
6964,8 |
3076,7 |
44,1 |
Федеральный бюджет |
2008 |
9287,1 |
4885,0 |
52,6 |
Федеральный бюджет |
2009 |
7337,8 |
2961,0 |
40,3 |
Федеральный бюджет |
2010 |
7783,8 |
3744,3** |
48,1 |
Скорректированный федеральный бюджет |
* Официальная бюджетная отчетность.
** Нефтяные доходы//Парламентская газета. 2010. 2 июля.
Кадастровая стоимость и ожидаемые доходы за 25-летний период от эксплуатируемых и разведанных месторождений минерально-сырьевых центров социально-экономического развития (ЦЭР) сибирско-дальневосточной южной окраины России*, млрд руб.
ЦЭР |
Кадастровая стоимость |
Доходы (горная и ценовая рента) | ||
по разрабатываемым месторождениям |
потенциальная** |
по разрабатываемым месторождениям |
потенциальная** | |
Западно-Сибирский |
72,57 |
664,84 |
34,06 |
232,18 |
Алтайский |
42,06 |
703,55 |
23,46 |
247,88 |
Тывинский |
33,55 |
1322,96 |
16,01 |
541,96 |
Восточно-Саянский |
0,00 |
181,66 |
0,00 |
62,32 |
Северо-Байкальский |
0,00 |
151,85 |
0,00 |
73,42 |
Еравнинский |
4,90 |
267,12 |
2,75 |
124,36 |
Витимский |
1,62 |
112,86 |
1,12 |
60,59 |
Бодайбинский |
116,66 |
704,03 |
93,05 |
558,85 |
Центрально-Забайкальский |
25,89 |
322,48 |
20,16 |
226,82 |
Южно-Забайкальский |
4,86 |
830,10 |
3,67 |
485,95 |
Кодаро-Удоканский |
0,00 |
1877,02 |
0,00 |
1 066,83 |
Становой |
47,44 |
574,77 |
37,27 |
414,59 |
Южно-Якутский |
391,13 |
2909,28 |
143,09 |
970,95 |
Амуро-Буреинский |
53,27 |
453,28 |
25,12 |
179,28 |
Хинганский |
2,21 |
130,29 |
1,20 |
46,60 |
Итого: |
796,16 |
11206,09 |
400,96 |
5292,58 |
* Расчеты выполнены в 2010 г. по средним ценам за 2009 г. в Московском филиале ВСЕГЕИ (Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте им. А.П. Карпинского).
** С учетом разведанных месторождений при условии их освоения и ввода в эксплуатацию.