Налоговые отношения
Приказ ФНС России от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@
«О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ „Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок“»
Уже четыре года существует документ, который дает налогоплательщикам возможность проанализировать вероятность проведения у них выездной проверки. Речь идет о приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В нем в том числе установлены такие критерии, как налоговая нагрузка по видам экономической деятельности и рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности. Названные показатели по объективным причинам не могут быть статичными, и налоговики обязаны их ежегодно обновлять. Приказом от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@ установлены указанные критерии на 2010 г. Отметим, что до момента актуализации можно использовать показатели за предыдущие годы (п. 2 приказа ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@).
Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03-03-06/1/238
Организация — производитель лекарственных препаратов обратилась в Минфин России с запросом о правомерности учета в расходах стоимости товаров, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности. Финансовое ведомство отметило, что данная продукция уже не подлежит реализации. Согласно п. 38 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» она считается недоброкачественным лекарственным средством. Такое средство изымается из гражданского оборота и уничтожается. Причем основанием для уничтожения может являться в том числе соответствующее решение владельца лекарственного средства (п. 1 ст. 59 Закона № 61-ФЗ). На основании сказанного данная организация имеет право учесть в целях налога на прибыль расходы в виде стоимости лекарственного средства с истекшим сроком годности, а также затраты, связанные с его уничтожением. Конечно, при условии, что имеется надлежащее документальное подтверждение.
Письмо Минфина России от 14.04.2011 № 03-04-06/3-89
Компания, головной офис которой находится в Москве, создала филиал в Санкт-Петербурге без выделения на отдельный баланс и расчетный счет. От имени головного офиса был заключен трудовой договор с работником-надомником, проживающим в Санкт-Петербурге и осуществляющим трудовые функции на дому. Куда перечислять НДФЛ — по месту учета головной организации или по месту нахождения ее обособленного подразделения?
Финансовое ведомство указало, что по общему правилу налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов надомника, должен быть перечислен в бюджет по месту учета российской организации — налогового агента, осуществляющей выплаты. Данный порядок не зависит ни от места проживания работника, ни от факта постановки компании на учет по месту нахождения филиала, не производящего выплат по такому договору физическому лицу.
Письмо Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06/2/48
С 1 января 2011 г. лимит стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете повышен до 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Финансовое ведомство напомнило, что в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» теперь установлен аналогичный стоимостный предел. В бухгалтерском учете активы стоимостью не более 40 000 руб. при соблюдении условий, прописанных п. 4 ПБУ 6/01, отражаются в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01).
Указанные поправки внесены приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н и вступают в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 г. Таким образом, в 2011 г. различий между налоговым и бухгалтерским учетом в стоимости имущества, относимого в состав основных средств, не будет.
Письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-07-10/06
Согласно подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 17.06.2010 № 119-ФЗ с 1 октября 2010 г. от налогообложения НДС освобождены услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ в договоре участия в долевом строительстве указывается цена договора. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.
На основании ст. 162 НК РФ полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, в налоговую базу по НДС не включаются.
Таким образом, если после завершения строительства подрядными организациями и передачи застройщиком дольщикам части объекта недвижимости, предусмотренной договором, сумма денежных средств, полученная застройщиком от каждого дольщика, превышает затраты застройщика по переданной части объекта недвижимости, то с 1 октября 2010 г. суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика, применяющего указанное освобождение, не подлежат обложению НДС.
Письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-08/73
Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по нулевой ставке. Перечень услуг, которые подпадают под действие льготы, приведен в указанной норме. Среди них и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Минфин России разъяснил, что нулевая ставка при оказании таких услуг применяется при условии представления в налоговый орган документов, указанных в п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Причем, по мнению финансистов, данный порядок налогообложения применяется независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещены перевозимые товары.
Письмо Минфина России от 16.03.2011 № 03-03-06/1/143
Минфин разъяснил порядок учета для целей налогообложения спецодежды, выдаваемой сверх установленных законодательством норм.
Согласно ст. 212 и 221 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами.
Работодатели вправе устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения повышенные нормы выдачи спецодежды, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ч. 2 ст. 221 ТК РФ).
Если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда и иные средства индивидуальной защиты выдаются работникам по нормам, предусмотренным действующим законодательством, или по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.
Письмо Минфина России от 11.03.2011 № 03-07-06/62
Минфин разъяснил, что норма, установленная ст. 184 НК РФ, об освобождении от налогообложения акцизами операций по реализации подакцизных товаров на экспорт только при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии не распространяется на операции по реализации подакцизных товаров с территории Российской Федерации в государства — члены Таможенного союза. Соответственно представлять в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию для освобождения от налогообложения акцизами указанных операций не требуется.
Письмо Минфина России от 09.03.2011 № 03-03-07/4
В письме разъяснен порядок принятия к учету основного средства, приобретенного до изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.
Порядок пересчета статей бухгалтерского баланса в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен утвержден приказом Минфина России от 31.10.97 № 76н «О порядке пересчета статей бухгалтерского баланса в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен».
Согласно п. 5 вышеназванного порядка начиная с 1 января 1998 г. в бухгалтерском учете записи хозяйственных операций, в том числе расчетов за товары, отгруженные до 1 января 1998 г., оказанные до этого срока услуги и выполненные работы, а также расчетов по другим видам операций, платежи по которым не произведены, осуществляются исходя из новой нарицательной стоимости российских денежных знаков и нового масштаба цен.
При принятии к бухгалтерскому и налоговому учету основного средства, приобретенного до 1 января 1998 г., стоимость, по которой данное имущество было приобретено, должна быть уменьшена в 1000 раз.
Письмо ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5722@
Организация, оплатившая обучение будущих работников, включает затраты на обучение в прочие расходы (п. 3 ст. 264 НК РФ). Одно из обязательных условий включения таких затрат в состав прочих расходов — заключение физическим лицом, за которого организация оплатила обучение, не позднее трех месяцев со дня окончания обучения трудового договора с организацией.
Если по истечении трех месяцев с даты окончания обучения физическое лицо не оформило трудовой договор с организацией, оплатившей обучение, расходы на обучение она включает в состав внереализационных доходов. При этом если физическое лицо, прошедшее за счет организации обучение и не заключившее с ней в трехмесячный срок трудовой договор, возмещает организации понесенные расходы на обучение, данные суммы также включаются во внереализационные доходы организации.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 29.03.2011 № 03-03-05/29.
Письмо ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165
Налоговики перечислили условия, при которых премии за результаты хозяйственной деятельности могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Во-первых, имеются документы, подтверждающие отношение данных выплат к системе оплаты труда в организации. В частности, выплаты установлены в трудовых договорах или трудовые договоры содержат ссылку на соответствующий локальный нормативный акт. Размер причитающихся к получению выплат однозначно определяется из согласованных условий премирования работников.
Во-вторых, имеются документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда.
И в-третьих, имеются первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.
Если же премия не является составной частью заработной платы, а выплачивается по иным основаниям, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Письмо ФНС России от 30.03.2011 № КЕ-4-3/5012
При проведении проверок по вопросу принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет средств федерального бюджета, налоговым органам на местах разрешили использовать сложившуюся арбитражную практику.
По данному вопросу суды указывают, что в Налоговом кодексе РФ нет запрета на принятие к вычету НДС, если оплата поставщику была произведена за счет бюджетных субсидий (см., в частности, постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 № 13419/07 и от 01.04.2008 № 12611/07).
В то же время и налоговики, и финансисты придерживаются мнения, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае оплаты налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-11/83 и от 15.05.2008 № 03-07-15/77). А если НДС, оплаченный за счет бюджетных средств, был принят к вычету, он подлежит восстановлению. Видимо, устав от поражений в судах, налоговики, оставаясь при своем мнении, все же разрешили при проверках налогоплательщиков учитывать сложившуюся арбитражную практику. Таким образом, у получателей субсидий из федерального бюджета, принявших к вычету НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет этих субсидий, появилось больше шансов избежать налоговых споров.
Письмо ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4782@
Даны рекомендации по заполнению декларации по НДС
Налоговая служба напомнила, что в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2010 № 395-ФЗ были внесены изменения. В частности, установлено, что объектом по НДС не признаются операции по реализации госимущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну, выкупаемого субъектами малого предпринимательства (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Указанная норма вступила в силу с 1 апреля 2011 г. Однако Перечень кодов необлагаемых операций, утвержденный приложением № 1 к Порядку заполнения декларации по НДС (приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н), не предусматривает код для данной операции. Поэтому до внесения соответствующих изменений в приложение № 1 налогоплательщики вправе в разделе 7 декларации указать данные операции под кодом 1010815. Можно также отразить их по коду 1010800 (общий код для необлагаемых операций).
Государственное регулирование
Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352
«О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации»
Указом утвержден порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ. Согласно документу поручения президента содержатся в его указах, распоряжениях и директивах или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение». Поручения могут оформляться также в виде перечней. Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций. Если в указании не определен срок его исполнения, он устанавливается руководителем Администрации Президента РФ либо начальником Контрольного управления Президента РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных органов власти и высшие должностные лица субъектов РФ будут нести персональную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний президента. Контрольному управлению Президента РФ поручено регулярно проводить проверки исполнения поручений и указаний, а Правительству РФ заслушивать на своих заседаниях отчеты руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе их исполнения.
Вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 207
«О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»
Принятое постановление заменило собой просуществовавшее чуть больше года постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Прошлогоднее постановление было подготовлено с ориентиром на атомную отрасль и поэтому содержало слишком жесткие требования, трудновыполнимые для большинства соискателей допусков. В новом постановлении жесткие, минимально необходимые требования для атомной отрасли сохранены, а вот для всех остальных отраслей требования смягчились.
К примеру, теперь минимально необходимыми требованиями к кадровому составу заявителя на получение свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), являются:
а) для юридического лица наличие в штате:
не менее двух (по старым требованиям трех) работников, занимающих руководящие должности, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее пяти лет;
не менее трех (ранее семи) работников — специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее трех лет (ранее четырех лет) или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее пяти лет, из них не менее двух (ранее четырех) работников, имеющих высшее профессиональное образование;
не менее двух (ранее трех) работников, занимающих должности руководителей производственных структурных подразделений, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее трех лет (ранее пяти лет) или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее пяти лет, из них не менее одного работника, имеющего высшее профессиональное образование;
б) для индивидуального предпринимателя: наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и стажа работы в области строительства не менее пяти лет.
Требования к штату работников предпринимателя (специалистов, руководителей подразделений) примерно те же, что и для юрлица. Кроме того, у предпринимателей должны трудиться работники, прошедшие аттестацию по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по каждой из должностей, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор этой службой и замещение которых допускается только работниками, прошедшими аттестацию, — при наличии в штатном расписании заявителя указанных должностей.
Вступило в силу с 12 апреля 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 204
«О внесении изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Внесены изменения в порядок оплаты расходов на приобретение застрахованными лицами лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода. Ранее страховщики выплачивали соответствующие денежные суммы застрахованным лицам на основании только рецептов, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений. Согласно изменениям перечень документов, подтверждающих расходы, расширен. Теперь это товарные и (или) кассовые чеки либо иные подтверждающие оплату товаров документы, выданные аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Кроме того, внесены уточнения в правила оплаты расходов на приобретение лекарственных препаратов из числа включенных в ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вступило в силу с 9 апреля 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 174
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»
Принятое постановление заменило собой постановление от 31.03.2009 № 277. Вновь утвержденное Положение на поверку немного отличается от действующего. Как и прежде, оно не распространяется на лицензирование образовательной деятельности: образовательных учреждений в ведении СВР России, ФСБ России, ФСО России, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие гостайну. Кроме того, из-под его действия дополнительно выведены образовательные учреждения, работающие на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований (МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Также исключением стали негосударственные образовательные учреждения, действующие на территории инновационного центра «Сколково». В Положении установлены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, список документов для получения лицензии. Форма заявлений о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, действует та же (утверждена приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323). Как и ранее, в Положении прописано, что требовать от соискателя лицензии или лицензиата представления документов, не предусмотренных Положением, запрещается.
Вступило в силу с 2 апреля 2011 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 03.03.2011 № 163н
«О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 55н „О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан“»
Установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2011 г. — 1418 руб. В 2010 г. он составлял 1042 руб. В 2011 г. повторно дополнительной диспансеризации не подлежат граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2008, 2009, 2010 гг. Дополнительная диспансеризация работающих граждан теперь будет проводиться только медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Ранее ее были уполномочены проводить учреждения муниципальной и государственной систем здравоохранения. Внесенные изменения связаны с принятием постановления Правительства РФ от 31.12.2010 № 1228 «О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан».
Вступил в силу с 17 апреля 2011 г.
Приказ Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112
«Об утверждении инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха»
Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 функции в сфере охраны окружающей среды, которые прежде осуществлялись Ростехнадзором, были переданы Росприроднадзору. В целях организации работы госинспекторов по охране природы утвердил инструкцию по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Инструкция рекомендована к использованию в работе госинспекторами по охране природы Росприроднадзора в ходе проверок соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с инструкцией государственный контроль за охраной атмосферного воздуха организуется и проводится Росприроднадзором и его территориальными органами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Госконтроль осуществляется в следующей последовательности: планирование и подготовка к проведению проверки, проведение проверки, оформление результатов проверки, контроль за устранением выявленных нарушений. В Инструкции приведен перечень прав, которые предоставлены госинспекторам для проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, а также указаны действия, которые госинспекторы при проведении проверки осуществлять не вправе. В частности, они вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.