За ближайшие три года отечественные энергетические компании планируют вложить в закупку нового оборудования более 3 трлн руб. Чтобы эти деньги остались в стране, правительство поручило Минэкономразвития и Минпромторгу выработать согласованные предложения о мерах по защите российского рынка энергетического машиностроения. Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин на майском съезде Союза машиностроителей России. Он подчеркнул, что снижать пошлины нужно только на уникальное оборудование, которое не будет производиться у нас в ближайшие годы.
В настоящее время доля импортного основного оборудования при оснащении предприятий электроэнергетики составляет около 80%. Согласно Стратегии развития энергомашиностроения к 2015 г. доля проектов с использованием зарубежных машин должна снизиться до 40%, к 2020 г. — до 30, к 2025-му — до 10%.
Иностранных заказчиков заманят льготами
Особое внимание правительство уделит развитию экспорта. «На совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники. Кроме того, если мы предоставляем кредиты другим странам под крупные проекты, такие займы должны быть связанными, то есть предполагать обязательную закупку нашего оборудования», — пояснил В. Путин.
Глава правительства обеспокоен тем, что на долю России приходится всего 2% мирового рынка энергетического машиностроения, годовой объем которого сейчас составляет 70 млрд долл., а к 2025 г. может достигнуть 100—110 млрд долл. Согласно планам кабмина, учитывающим тенденцию к увеличению мощности мировых энергетических систем, к 2030 г. отечественные компании должны занять 15% международного рынка энергомашиностроительной продукции.
Сегодня 50% индустрии контролируют три машиностроительных гиганта. Компания General Electric занимает 24% глобального рынка энергетического оборудования, Alstom — 16, Siemens — 10%. По данным Минпромторга, чтобы расширить свое присутствие в странах СНГ и Азиатского региона, ведущие игроки используют все возможные методы для вытеснения с рынка отечественных компаний, в частности демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях. Экспансию крупнейших налогоплательщиков активно поддерживают страны — резиденты этих компаний.
Еще одна угроза для российского энергетического машиностроения — консолидация активов. Чтобы повысить эффективность финансирования на НИОКР и расширить линейку продукции, крупные мировые корпорации участвуют в процессах слияния и поглощения. В результате слияний Alstom с ABB и Siemens с Westinghouse возникли отраслевые конгломераты. Опасность в том, что до этих объединений отечественные компании принимали участие в международных консорциумах по поставке оборудования, выполняя часть работ, а сегодня зарубежным производителям нет необходимости подключать к своим проектам российских машиностроителей.
Неспособность российских компаний укрепить позиции на внешних рынках, по мнению промышленно-торгового ведомства, во многом обусловлена разобщенностью участников рынка.
Российские машины не на чем испытывать
Другая причина низкой конкурентоспособности отечественных компаний — резко возросшие издержки при сохранении относительно невысокой эффективности производственного процесса, в том числе из-за малых размеров выпускаемых серий. Как следствие, цены на российское энергетическое оборудование уже превысили стоимость машин китайского производства и подошли к уровню цен ведущих европейских, американских и японских компаний.
В то же время энергетическая эффективность отечественного оборудования энергомашиностроения ниже аналогичного зарубежного. Это приводит к избыточной нагрузке на топливные отрасли и росту цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения. Эксперты считают, что, прежде чем говорить об увеличении экспорта, надо провести техническое перевооружение предприятий отрасли под выпуск конкурентоспособной продукции.
На большинстве заводов уровень износа основных фондов превышает 60%. В частности, износ машин и оборудования более 75%, а износ испытательного и стендового оборудования 90—100%. По расчетам промышленно-торгового ведомства, уровень износа основных фондов в отрасли к 2012 г. должен снизиться как минимум до 50%, к 2015 г. — до 45, к 2020-му — до 40%.
Эксперты полагают, что темпы и характер развития техперевооружения не отвечают потребностям обеспечения энергетической безопасности и возрастающему спросу электроэнергетики на передовые технологии и высокотехнологичное оборудование. По словам премьера, подтолкнуть бизнес к модернизации производства должна единая система технического регулирования. Она будет сформирована к 2012 г. в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и станет важнейшим элементом промышленной политики. Ведь при ее разработке будет использован лучший мировой опыт, в том числе стандарты, принятые в Евросоюзе.
Глава российского правительства уверен, что создание ТС и единого экономического пространства открывают нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки соседей. «Это право, которое нужно активно использовать, и в целом необходимо, и мы будем это делать — помогать наращивать высокотехнологичный экспорт. Но хочу еще раз подчеркнуть: и машиностроители должны подтверждать амбиции качеством и конкурентоспособностью своей продукции», — отметил В. Путин.
Один из способов снизить стоимость российского оборудования и повысить эффективность его производства — использовать типовые проекты при размещении объектов электроэнергетики. В отличие от западных станций, где прилагаются все усилия для максимальной унификации технических и инженерных решений, создаваемые в России генерирующие мощности в значительной степени нетиповые. Если за рубежом современная парогазовая электростанция возводится в чистом поле не более чем за полтора года, в Китае — за год, то в России строительство ведется около двух-трех лет, причем на уже существующих площадках за счет расширения.
В. Путин также обратил внимание на отсутствие инновационного развития энергетического машиностроения. Чтобы повысить заинтересованность участников рынка в решении проблемы, премьер поручил подготовить программу софинансирования расходов на НИОКР, осуществляемые ведущими российскими предприятиями отрасли. В том числе он предложил продумать возможность выделения специальных грантов на проведение исследований и разработку оборудования и технологий. Всего в рамках Стратегии развития энергетического машиностроения на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с 2011 по 2030 г. будет направлено 73 870 млн руб., включая 37 920 млн руб. бюджетных средств.
Объемы финансовых затрат на реализацию стратегии развития энергетического машиностроения на период до 2030 г., млн руб. в ценах соответствующих лет
Наиме-
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
Бюджет-
|
270 |
3270 |
3660 |
3140 |
3250 |
3140 |
1400 |
1400 |
1400 |
1400 |
1400 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1600 |
1600 |
1600 |
1700 |
1700 |
Внебюд-
|
5670 |
11 520 |
14 690 |
23 610 |
18 650 |
18 200 |
10 200 |
10 300 |
11 300 |
10 900 |
11 900 |
12 900 |
13 100 |
13 100 |
14 100 |
14 100 |
14 300 |
15 300 |
15 300 |
15 300 |
Источник: Минпромторг России
К сведению
Инвесторы не оценили «Вертолеты России»
ОАО «Вертолеты России» отказалось от идеи провести первичное публичное размещение ценных бумаг в текущем году из-за плохой рыночной конъюнктуры. В ходе IPO на Лондонской фондовой бирже менеджмент компании рассчитывал получить 500 млн долл. Банки — организаторы первичного публичного размещения оценивали капитализацию холдинга в диапазоне 2,2—3,2 млрд долл. Эксперты предсказывали, что IPO будет удачным благодаря государственной политике, направленной на модернизацию авиастроительной отрасли.
Между тем книга заявок, которая закрывалась 11 мая, не была подписана полностью. «Мы уверены, что участникам рынка потребуется время на осмысление истинной ценности компании и потенциала роста для бизнеса», — так объяснил неудачу глава управляющей компании «Оборонпром» Андрей Реус. По его словам, вернуться к организации IPO один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли сможет не ранее 2012 г.
По мнению экспертов, инвесторы сомневаются в жизнеспособности компании из-за ее короткой истории. Ведь процесс объединения вертолетного сектора, начатый правительством в 2007 г., продолжался до конца прошлого года. Кроме того, размещение попало под коррекционную волну, которая прокатилась по рынкам и негативно отразилась на желании инвесторов покупать. По словам Дмитрия Шишова, начальника отдела экспертов БКС Экспресс, такая благоприятная ситуация, которая наблюдалась в конце 2010-го — начале 2011 г., в ближайший год не повторится, а значит, свой шанс высоко разместиться «Вертолеты России» упустили.