Крупнейший российский интернет-поисковик — компания «Яндекс» — добился невероятного успеха в ходе IPO. На дебютных торгах на американской бирже Nasdaq на прошлой неделе компания подорожала на 40%. Отметим, что к своему первичному размещению компания тщательно готовилась несколько лет.
Результаты показывают, что хорошая подготовка и правильно выбранный момент размещения приводят к грандиозным успехам. Котировки компании превысили 35 долл. против 25 долл., определенных в ходе прайсинга и позволивших ей и акционерам привлечь около 1,3 млрд долл. При этом цена акций в начале торгов доходила до 61 долл.
IPO «Яндекса» стало одним из крупнейших размещений российских компаний после кризиса 2009 г., вторым крупнейшим размещением интернет-компании после мирового интернет-гиганта Google, а также первым размещением российской компании на Nasdaq с 2006 г. Google в 2004 г. привлек 1,67 млрд долл. Доля «Яндекса» в интернет-поиске России составляет 65%. Google занимает второе место с более скромным результатом — 22%.
По данным агентства Reuters, книга заявок была переподписана 17 раз, однако, как отмечают многие управляющие активами, переподписка могла отчасти сложиться и из-за того, что потенциальные инвесторы, не рассчитывая на удовлетворение заявки даже в существенной мере, повышали ее объем в разы. Большую часть акций купили американские инвесторы, включая крупнейшие пенсионные фонды, немного — английские, российские («Тройка Диалог» и «Ренессанс Капитал») — около 6%, сообщил источник в компании.
За несколько часов до начала торгов в США «Яндекс» определил цену размещения по верхней границе ценового диапазона — 25 долл. за бумагу, что означало стоимость компании 8 млрд долл., и аналитики полагали: несмотря на столь высокую оценку, котировки могут вырасти в ходе первых торгов. Так и случилось. Те, кому не достались акции «Яндекса», стали наверстывать упущенное с открытием торгов. Они начались с отметки 34,9 долл. за акцию (+39,6% к цене размещения). Через три часа после начала торгов акции стоили 35,58 долл. (+42,3%). Таким образом, стоимость компании «Яндекс» выросла до 11,4 млрд долл.
Очевидно, в таком ажиотажном спросе на акции «Яндекса» присутствует спекулятивная составляющая, признают аналитики. Но инвесторы снова верят в интернет-компании, в том числе российские. Они готовы платить за рост рынка контекстной рекламы, а «Яндекс» лидирует на нем и успешно монетизирует с помощью не только контекстной рекламы, но и онлайн-платежей.
Российский поисковик и его акционеры поделят привлеченный 1,3 млрд долл. так: 919,35 млн долл. получат акционеры, 385 млн долл. — сама компания. Эти средства «Яндекс» планирует потратить на развитие инфраструктуры, а также поглощения и инвестиции в технологии, привлечение специалистов или покупку компаний, специализация которых близка «Яндексу», отмечалось в проспекте к размещению.
Основными акционерами «Яндекса» после IPO останутся фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (23,89% голосующих акций), Roth Advisors Ltd. (6,42%), Международная финансовая корпорация (6,12%), а также основатели компании Аркадий Волож (19,77%) и Илья Сегалович (4,14%).