На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, направленный на повышение конкуренции на рынке наружной рекламы, развитие услуг по ее распространению, устранению злоупотреблений как со стороны рекламораспространителей, так и со стороны государственных и муниципальных органов власти.
Предлагается внести существенные изменения в ст. 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а также дополнить этот закон новыми ст. 19.1 «Договор на оказание услуг по распространению наружной рекламы», 19.2 «Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», 19.3 «Схемы размещения рекламных конструкций» и 19.4 «Меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемые при регулировании оказания услуг по распространению наружной рекламы».
Рассмотрим некоторые предложения по ст. 19. Сразу отметим, что 19 пунктов из 24 предлагается изменить.
Итак, п. 1 планируется изложить в новой редакции, переформулировав виды рекламных конструкций, распространяемых их владельцами. В действующей редакции данного пункта речь идет о распространении рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и других технических средств стабильного территориального размещения, в новой редакции — только о щитах, стендах, электронных табло и иных временных сооружениях, предназначенных для экспонирования (воспроизведения) рекламы.
Не понятно, что имеется в виду под временными сооружениями в целях настоящего закона. Авторы законопроекта не предлагают определение этого понятия. Действующее законодательство его тоже не содержит. Возникает вопрос: будут ли считаться временными сооружениями, например, строительные сетки?
В целях улучшения правоприменения, на наш взгляд, было бы целесообразно дополнить ст. 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» пунктом, содержащим определение понятия «временные сооружения». Это позволит исключить в будущем злоупотребления со стороны как органов власти, так и рекламораспространителей.
Пункт 3 предлагается дополнить нормой, предусматривающей прямой запрет на установку и эксплуатацию рекламных конструкций над дорогами, а также на объектах инженерной и транспортной инфраструктуры.
Кроме того, предполагается (см. проект новой редакции п. 4 ст. 19), что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать не только техническому регламенту, как установлено действующей редакцией пункта, но и нормативным актам по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения, законодательству РФ об объектах культурного наследия народов России, их охране и использовании, а также схеме размещения рекламных конструкций, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа.
Согласно предлагаемым изменениям в п. 5.1 торги (аукцион или конкурс) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, будут проводиться в отношении рекламной конструкции, указанной в схеме размещения рекламных конструкций. В действующем законодательстве такого требования нет.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства торги должны проводиться в форме конкурса, а для всех остальных — в форме аукциона. Действующая редакция данного пункта право выбирать форму проведения торгов предоставляет органам государственной власти и представительным органам муниципальных образований.
Проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не указанной в схеме размещения рекламных конструкций, на землях общего пользования, ином земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Субъект малого или среднего предпринимательства сможет участвовать в торгах, если кроме установленного в настоящий момент пакета документов представит документ, подтверждающий, что относится к субъектам малого или среднего бизнеса в соответствии с условиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».