При регистрации товарного знака вы должны помнить, что он может быть схож с другими. В этом случае вряд ли удастся избежать судебных тяжб о правомерности его регистрации. У оспаривающей стороны будет меньше шансов доказать, что ваш товарный знак тождествен или сходен до степени смешения с ее, если он имеет ряд отличительных признаков.
Проверяя заявку, Роспатент оценивает в том числе, не является ли заявленное обозначение в виде товарного знака тождественным или сходным до степени смешения с другим (п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32, далее — Правила).
Однако выдача госорганом свидетельства о регистрации товарного знака не исключает, что она будет оспорена.
Повод для судебной тяжбы
Правообладатель сходного товарного знака, зарегистрированного раньше, имеет приоритет и может обратиться в суд с иском об обязании Роспатента аннулировать регистрацию вашего товарного знака. На основании п. 6 ст. 1252 ГК РФ, в котором закреплено правило конкуренции средств индивидуализации именно для тех случаев, когда тождество или сходство до степени смешения все же были допущены, что привело к нарушению прав одного из правообладателей.
Данная норма гласит, что, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания).
Запрет на использование товарного знака, сходного до степени смешения, установлен и в п. 3 ст. 1484 ГК РФ.
Таким образом, от вероятности смешения никто не застрахован. Но вот подстраховать себя все-таки можно.
Способ себя обезопасить
На этапе регистрации важно разработать уникальный товарный знак, который имеет как можно больше отличительных черт и характеристик, и в заявке о регистрации точно описать эти признаки.
Такое подробное описание необходимо, поскольку именно элементы товарного знака, обозначенные в заявке и указанные в свидетельстве в составе товарного знака, суд будет учитывать как элементы вашего обозначения, которым предоставлена правовая охрана. В Правилах на этом акцентировано особое внимание. В них сказано, что значение описания товарного знака состоит в пояснении существа заявленного обозначения, его идентификации.Варианты воплощения
В статье 1482 ГК РФ перечислены виды товарных знаков. В качестве таковых могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак регистрируется в любом цвете или цветовом сочетании.
Более подробно о том, что могут представлять собой указанные обозначения, говорится в п. 2.2 Правил.
При описании товарного знака необходимо дать характеристику заявляемому обозначению: указать вид, составляющие элементы, смысловое значение обозначения в целом или его элементов (частей) (п. 2.11 Правил).
Итак, чтобы максимально обезопасить себя от возможных претензий правообладателей других схожих товарных знаков, свой товарный знак выгоднее сделать комбинированным, то есть включающим и словесные, и изобразительные, и объемные элементы.
Критерии сравнения
Суд будет сравнивать спорные товарные знаки на предмет их тождества или смешения, руководствуясь понятиями тождества и сходства, предусмотренными в п. 14.4.2 Правил. Так, обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. В случае если одно обозначение ассоциируется с другим обозначением в целом, несмотря на их отдельные отличия, они считаются сходными до степени смешения. Аналогичные рекомендации дал и Президиум ВАС РФ в п. 13 информационного письма от 13.12.2007 № 122.
Из Правил, в частности, следует, что сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется исходя из внешней формы, наличия или отсутствия симметрии, смыслового значения, вида и характера изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетания цветов и тонов. Перечисленные признаки могут учитываться как в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Таким образом, чем больше признаков отличия у товарного знака, тем выше вероятность того, что суд признает его отличающимся от другого и не сходным с ним до степени смешения или тождественным.
Приведем примеры из судебной практики.
На чем основывается суд
Истец пытался добиться в суде аннулирования регистрации товарного знака со сходным, по его мнению, обозначением.
Но суд отказал, не установив графического сходства из-за различного общего зрительного восприятия сравниваемых обозначений.
Решение суда было мотивировано, в частности, тем, что оспариваемый товарный знак серого цвета выполнен наклонным шрифтом, буквы вытянуты по диагонали влево, над словесным обозначением расположена стилизованная звезда, в то время как другой товарный знак выполнен стандартным шрифтом в черно-белой цветовой гамме. Наличие изобразительных элементов, которые использованы в противопоставленных товарных знаках, усилили различие данных обозначений с оспариваемым (постановление ФАС Московского округа от 19.04.2010 № КА-А40/3186-10).
При рассмотрении другого спора суд пришел к выводу, что между товарным знаком истца и словесным обозначением, используемым ответчиком, имеются различия по графическому, визуальному, цветовому, смысловому критериям. Это позволяет сделать вывод об отсутствии опасности реального смешения этих товарных знаков в глазах обычного потребителя. Суд обратил внимание на изобразительные детали описания словесных элементов, в частности на шрифты и цветовые сочетания (постановление ФАС Уральского округа от 31.08.2009 № Ф09-6322/09-С6).
В другом деле суд признал, что анализ графических изображений на этикетках позволяет сделать вывод об отсутствии сходства до степени смешения. Он исходил из того, что в оформлении товарного знака ответчика в виде этикетки используются два цвета и словесное обозначение написано оригинальным фигурным шрифтом. Этикетки же истца имеют отличный от этого стиль оформления. В частности, иначе расположены сведения о соответствии товара государственным санитарно-гигиеническим нормам, информация о производителе продукции.
Принимая во внимание отмеченные различия, суд решил, что обозначение не может ассоциироваться и ввести потребителей в заблуждение относительно товара и его изготовителя (постановление ФАС Уральского округа от 05.11.2008 № Ф09-8044/08-С6).
Если же в товарном знаке есть лишь основной элемент и отсутствуют отличительные признаки, суды, как правило, выносят противоположные решения (например, постановления ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А40/246-10, Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 по делу № А32-41167/2009-4/852-142АП).