Реальные успехи перехода российской экономики на инновационные рельсы во многом будут зависеть от степени вовлеченности в процесс малых городов России. Сегодня в важнейшие факторы социально-экономического развития превращаются знания, на которых основывается новая экономика, и информационные технологии, изменяющие наше общество и социальные институты.
Проблемы инновационного развития малых городов
Малые города — наиболее массовая категория городских поселений. Без их масштабного включения в работу на пути модернизации задачу перехода к инновационному развитию не решить в полной мере. Именно малые города формируют социально-экономический каркас большинства российских регионов. К числу малых могут быть отнесены от 70 до 75% российских городов. В них проживает от 20 до 25% населения РФ.
Ключевая проблема большинства малых городов — относительно низкий образовательный уровень населения. По данным переписи 2002 г., высшее образование имели 16% населения, в том числе почти 25% — трудоспособного населения. Если рассматривать отдельно ЗАТО и наукограды, составляющие небольшой процент от общего числа малых городов, то доля граждан с высшим образованием среди трудоспособного населения в малых городах ниже среднероссийского уровня в 3—3,5 раза. Проблема усугубляется тем, что с годами эта доля если и растет, то очень незначительно. Для большинства малых городов характерна утечка мозгов.
Способствовать изменению ситуации в малых городах, содействовать активизации их роли в формировании инновационной экономики могут университеты, обладающие значительным научным потенциалом и высококвалифицированными научными кадрами.
Новые возможности в обучении взрослых
Чтобы предоставить малым городам возможность развиваться, необходимо создать условия для повышения квалификации работающих граждан. Университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов. Вузы становятся интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Университеты проводят исследования и реализуют их результаты в промышленности, используют результаты инновационной деятельности в подготовке специалистов, осуществляют инвестиции в инновационную деятельность из внебюджетных источников, создают инновационные инфраструктуры в регионе. Именно таким вузом является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Более десяти лет назад в учебный процесс университета была внедрена новейшая образовательная технология — e-learning. Едиными технологиями, единым учебно-методическим обеспечением студентов охвачены все структурные подразделения МЭСИ, расположенные в городах не только России, но и Казахстана, Армении, Белоруссии, Латвии. Коммуникативно-интегрированная система управления и организации учебного процесса включает в себя электронную среду обучения «Виртуальный кампус», информационные центры дисциплин, систему управления финансами, систему показателей качества, систему управления академическими знаниями. Данная система легко переносится в другие образовательные учреждения. Опыт позволил МЭСИ перенести технологии и контент, организовывать работу сертифицированных тьюторов — членов кафедр МЭСИ в таких вузах, как Алма-Атинская академия экономики и статистики, Институт новых информационных технологий Кыргызского госуниверситета строительства, транспорта и архитектуры, Таджикский технический университет, Киевский университет рыночных отношений. Дистанционное вузовское и послевузовское обучение на уровне ведущих университетов мира если не снимет полностью, то ослабит проблему утечки мозгов.
Использование потенциала университета в процессах информатизации
Малые города нуждаются не только в развитии дистанционного обучения для обучающихся, но и в более активном использовании информационных технологий органами власти, малым и средним бизнесом.
МЭСИ разработал портал поддержки деятельности аппарата, где реализованы такие сервисы, как единый каталог пользователей, бухгалтерская и кадровая информационные системы, база данных по сотрудникам и финансовым операциям, система неформализованного электронного документооборота, онлайн-среда для обмена информацией и работы с документами. Простота использования, повышение производительности и эффективности работы с коллегами, а также удобство работы — три ключевых преимущества, предоставляемых портальными технологиями. Крайне важно, чтобы на определенные странички информационных порталов органов власти в малых городах заходили граждане и, не создавая очередей, оставляли свои обращения. Внедрение информационных порталов в работу местных органов власти позволит организовать совместную работу различных подразделений, ускорит документооборот и существенно повысит эффективность принятия решений.
Одной из основных проблем для развития предпринимательства в малых городах является недоступность или ограниченная доступность качественных информационных ресурсов. С помощью портала поддержки малого и среднего предпринимательства, разработанного МЭСИ, расширяется доступ предпринимателей к информационным ресурсам, в том числе на межрегиональном и международном уровнях. В рамках портала предусмотрено объединение как официальной государственной информации, так и информации, предоставляемой негосударственными организациями и имеющей реальную практическую ценность для бизнеса. Внедрение современных информационных технологий — действенный путь для роста квалификации специалистов, создания и распространения знаний и инноваций.