20 мая Президент РФ указом № 657 в целях совершенствования правовой системы в Российской Федерации утвердил Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, а также внес изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, возложив на него соответствующие полномочия по осуществлению и координации мониторинга.
огласно утвержденному Положению о мониторинге правоприменения федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ в пределах их полномочий ведут комплексную и плановую работу по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены):
-
законов и иных нормативных актов — в целях выполнения решений КС РФ и Европейского суда по правам человека;
-
нормативных правовых актов — в целях устранения противоречий между равными по юридической силе нормативными актами, устранения коррупциогенных факторов, в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями президента Федеральному собранию РФ, поручениями президента и правительства, основными направлениями деятельности Правительства на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства.
Мониторинг осуществляется согласно плану и методике его проведения. Саму методику определяет правительство.
В любой момент вне плана мониторинг проводится по поручению президента или правительства.
Федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять мониторинг по собственной инициативе.
Проект плана мониторинга ежегодно разрабатывает Минюст с учетом ежегодных посланий президента Федеральному собранию РФ, решений (предложений) КС РФ, Европейского суда по правам человека, ВС РФ, ВАС РФ, предложений Генпрокуратуры, Счетной палаты, Центризбиркома, Банка России, Общественной палаты, госкорпораций, фондов и иных организаций, созданных в РФ на основании федерального закона, а также с учетом предложений Следственного комитета, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, программ социально-экономического развития государства и основных направлений деятельности правительства на соответствующий год, предложений институтов гражданского общества и средств массовой информации.
Большинство из перечисленных участников, имеющих право представлять предложения, направляют их в Минюст ежегодно до 1 июня.
Проект плана Минюст ежегодно до 1 августа вносит в правительство, которое в свою очередь утверждает его до 1 сентября.
В плане мониторинга отражаются отрасль (подотрасль) законодательства либо группа нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу, наименование органов власти, участвующих в нем, сроки его проведения, а также другие данные.
Доклады о результатах мониторинга, осуществленного всеми его участниками в предыдущем году в соответствии с планом, представляются в Минюст ежегодно до 1 июня. На их основе Минюст готовит проект доклада президенту о полученных результатах и предложениях по законопроектной деятельности правительства. Утвержденный правительством текст доклада представляется президенту до 1 сентября.