Все муниципальные образования согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 68-ФЗ обзаведутся собственными дорожными фондами.
Cтанут ли после этого дороги в населенных пунктах и между ними проезжими не только на вездеходах, а тротуары проходимыми без резиновых сапог?
Источники финансирования неизвестны
Достаточно воли местных депутатов, чтобы отдельно взятая территория обрела собственный дорожный фонд. Они же установят нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог местного значения и правила предоставления средств из местного бюджета. Только вот загвоздка — не указаны источники финансирования муниципальных дорожных фондов.
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 68-ФЗ Федеральному дорожному фонду в 2011 г. выделено из федерального бюджета 254,1 млрд руб. Источником таких средств являются доходы:
- от акцизов на бензин и дизельное топливо;
- использования имущества в составе федеральных автодорог;
- передачи в аренду земельных участков в полосе отвода федеральных автодорог;
- сборов за проезд автотранспортных средств иностранных государств по российским дорогам;
- платы за перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- платы с 1 января 2013 г. в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
- оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к федеральным автодорогам;
- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- штрафов с 1 января 2013 г. за несоблюдение требований российского законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
- бюджетных субсидий на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований.
Взимание новых штрафов предусмотрено изменениями в Кодекс об административных правонарушениях.
Дорожный фонд субъекта Федерации финансируется за счет бюджетных доходов:
- от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
- транспортного налога;
- иных поступлений, утвержденных законом субъекта Федерации о региональном дорожном фонде.
Источники финансирования муниципальных дорожных фондов в законе отсутствуют. Не упоминается в нем и о том, что «остатки на их счетах по окончании календарного года направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году», как в случаях с федеральным и региональными дорожными фондами. Это может обернуться казначейским волюнтаризмом потом, когда появятся дорожные фонды на местах.
К сведению
Автомобильные дороги России бывают двух типов: общего пользования и необщего пользования. К последним относятся дороги юридических и физических лиц для обеспечения технологических и частных нужд.
Автодороги общего пользования подразделяются:
ИСТОЧНИК: Министерство транспорта РФ
Опять на те же грабли
Снова полномочия расширяются, а финансовая база — нет. Законодатель в который раз за годы реформы местного самоуправления усиливает зависимость муниципалитетов от региональных властей. В отличие от действующей системы перевода в местные бюджеты нормативных отчислений от региональных налогов и сборов в новой ст. 179.4 «Дорожные фонды» Бюджетного кодекса РФ нет даже такого механизма межбюджетных отношений.
Если законодатель справедливости ради (едешь — плати, стоишь — не плати) отменит транспортный налог и введет дорожную наценку на бензин и топливо, то лишатся этого вида доходов региональные бюджеты. Губернским властям вовсе не будет дела до местных дорог. Им бы самим наскрести на ямочный ремонт подведомственных дорог и на светоотражающие жилеты для дорожных рабочих. О капитальном ремонте и говорить не приходится. Кстати, сейчас транспортный налог перечисляется в бюджеты субъектов Федерации: автомобили ставят на налоговый учет не в деревнях и даже не в райцентрах, а в региональных столицах.
В соответствии с Транспортной стратегией — 2030 протяженность местных дорог общего пользования предполагается увеличить к 2030 г. в 5,6 раза, пропорционально должны возрасти расходы на их содержание. Но ни в новом законе относительно дорожных фондов, ни в действующем законодательстве в сфере местного самоуправления нет ни слова о финансовых источниках обеспечения расширяющихся муниципальных полномочий. А вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов (муниципального района, городского округа), кроме автодорог, мостов и других объектов федерального и регионального значения, по-прежнему остаются в сфере ответственности муниципальных властей (ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Вот такая «дорожная карта» получается для местных властей.
Скорые на законотворчество депутаты и чиновники утверждают, что недалек тот день, когда два местных налога — земельный и на имущество физических лиц — станут единым сбором за недвижимость, оцениваемую по кадастровой и рыночной стоимости объектов или по нормативам от цены в зависимости от географического и экономического положения территории. Новый налог наполнит доходы муниципальных образований, утверждают оптимисты. С ними не согласно большинство практиков и экспертов муниципального управления. Причина — годы неудачного реформирования местной власти. Выход — принятие действительно «дорожной карты» для муниципалитетов, а именно смена приоритетов развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Тем временем наиболее отчаянные практики осмеливаются озвучивать крамольную мысль о неформировании местных дорожных фондов. Так, на круглом столе в Совете Федерации вице-мэр Самары Александр Карпушкин заявил, что не видит источников формирования такого фонда в городе, а значит, в его создании нет смысла. Деньги на дороги попадают в муниципалитеты либо в качестве подарка к юбилею, либо в виде кредитного займа от Минфина. Вместо неформирования предлагается ввести критерии для нормирования отчислений в местные бюджеты из федерального дорожного фонда и из региональных фондов. Нормативы могут зависеть от количества машин или протяженности дорог — отдельно с твердым покрытием и без асфальта.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по годам, тыс. км
Годы |
2007 |
2010 |
2015 |
2020 |
2030 |
Всего автомобильных дорог |
724,5 |
854 |
1059,6 |
1169 |
1350 |
в том числе: | |||||
федерального значения |
47,3 |
54 |
56 |
79 |
95 |
регионального значения |
527,2 |
510 |
482 |
460 |
410 |
местного значения |
150 |
290 |
521,6 |
630 |
845 |
Источник: Транспортная стратегия
РФ на период до 2030 г.
Мнение
Олег Бежаев, и.о. директора
Департамента межбюджетных отношений
Минфина России
Средств в муниципальных бюджетах не хватает не только на дорожную деятельность. Те налоги, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд и региональные дорожные фонды, не предусмотрены бюджетным законодательством к зачислению в местные бюджеты. Акцизы на нефтепродукты тоже вряд ли можно передать в местные бюджеты.
Муниципальные образования самостоятельно должны определять доходные источники. Для этого надо конкретизировать полномочия в сфере дорожной деятельности органов местного самоуправления, в том числе по типам муниципальных образований. Между тем до сих пор не прописана мера ответственности местной власти в отношении обеспечения безопасности дорожного движения. Отсюда и проблемы в определении расходных обязательств муниципальных образований в этой сфере.
По статистике на один километр местных дорог из местных бюджетов тратится в год более 400 000 руб. Это чуть больше 2% местных расходов в целом по стране.
Оценивать достаточность или недостаточность таких средств проблематично, поскольку нет стандартов и нормативов расходов на содержание дорог.