Последнее время дискуссии о перспективах развития страны сконцентрированы на макроэкономических и финансовых проблемах. Внимание правительства приковано к задачам повышения зарплат и пенсий в бюджетном секторе, а также на глобальных проектах — Олимпиаде в Сочи или форуме АТЭС во Владивостоке. Однако решить многочисленные социальные проблемы и реализовать глобальные проекты можно только при условии сохранения высоких темпов экономического роста. Ключевой предпосылкой для этого являются инвестиции. Но их осуществляют (или не осуществляют!) конкретные фирмы. Именно поэтому правительство должно понимать проблемы, с которыми сталкиваются предприятия, и быть готовым к тому, чтобы решать их. Как руководители обычных (неолигархических) российских компаний оценивают состояние бизнес-среды и в чем видят основные барьеры для ведения бизнеса? Ответить на этот вопрос помогут результаты обследования 1013 предприятий промышленности и сферы услуг, проведенного Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ и Левада-Центром в 61 регионе РФ в конце прошлого года.
ходе опроса руководителям предложили выбрать из списка пять наиболее значимых для своего предприятия проблем. В таблице приведены доли респондентов (%), указавших соответствующие проблемы.
Основные тенденции
Анализ основных результатов выявил следующие тенденции.
В промышленности и секторе услуг высокие налоги и высокую конкуренцию руководители предприятий традиционно упоминают чаще всего, причем во всех странах. Но это не повод для специальных выводов. А вот другие обозначенные проблемы в двух отраслях различны.
В промышленности их спектр более широк — семь из 18 проблем отметили более чем 30% респондентов. В секторе услуг таких «приоритетов» оказалось всего четыре.
Фирмы в секторе услуг мало обеспокоены проблемами устаревшего оборудования и технологий (меньше 10% ответов против 36% в промышленности) и дефицитом квалифицированных специалистов (29 и 33%). Однако у них больше проблем из-за несовершенства действующего законодательства и частых изменений в нормативных актах (39 и 32% респондентов). По частоте упоминания в секторе услуг данные проблемы занимают третье и четвертое места — сразу после налогов и высокой конкуренции со стороны российских производителей соответственно.
Сложности с доступом к кредитным ресурсам сейчас, видимо, не являются ключевой проблемой для опрошенных: в числе пяти главных проблем их упомянули менее четверти респондентов обеих отраслей.
Коррупция среди чиновников по частоте упоминаний занимает 12-е—13-е место (13% ответов в промышленности и 18% в секторе услуг). Такой результат не означает, что проблемы нет. Сегодня для респондентов более актуальны другие проблемы, в том числе давление естественных монополий, нестабильность законодательства и чрезмерное госрегулирование, дефицит квалифицированных кадров. Поэтому рассчитывать на активную поддержку бизнеса в борьбе с коррупцией можно при условии, что меры по ее ограничению будут способствовать решению более насущных проблем респондентов. Сказанное также относится к такой проблеме, как неэффективность судебных органов. Ее озвучили менее 10% респондентов в обоих секторах.
Крупные фирмы и в том, и в другом секторе выделили те же проблемы, что и в целом по выборке. Однако фирмы с крупными инвестициями перед кризисом 2008—2009 гг. значительно чаще акцентировали внимание на таких проблемах, как частые изменения законодательства и чрезмерное госрегулирование деятельности предприятий. Кроме того, в промышленности фирмы-инвесторы чаще отмечали давление со стороны естественных монополий. Фирмы-инвесторы в обоих секторах ощущали острую конкуренцию со стороны российских производителей. В промышленности для таких фирм одной из ключевых проблем оставался дефицит квалифицированных рабочих кадров.
Приведенные выводы в целом согласуются с результатами предыдущих опросов предприятий, проводимых ВШЭ, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В частности, совместные обследования ЕБРР и Всемирного банка в рамках проекта BEEPS показали, что если в 2005 г. примерно по половине измеряемых параметров состояние бизнес-климата в России было лучше, чем в среднем по 29 странам с переходной экономикой, то в 2009-м наши конкурентные позиции резко ухудшились. Только по двум индикаторам оценки для России были лучше средних, а по 16 параметрам инвестиционного климата они оказались ниже, чем в среднем по остальным странам Восточной Европы.
Кроме того, обследование предприятий обрабатывающей промышленности, проведенное ИАПР ВШЭ в 2005 и 2009 гг., показало, что за пять лет сложился новый баланс выгод и издержек. Если раньше неблагоприятные условия ведения бизнеса в России компенсировались ростом спроса на внутреннем рынке, то теперь возможности роста уменьшились, а барьеры остались. Проблемой для бизнеса становится не только низкое качество институтов, но и их нестабильность, когда правила игры меняются без обсуждения и согласования с бизнесом, а у представителей власти слова расходятся с делами. Последствия такого положения дел очевидны: у бизнеса возрастает недоверие к политике правительства, предприниматели начинают высоко оценивать риски ведения бизнеса в России и капитал выводится из страны.
Приоритеты для экономической политики
Обсуждения в экспертной группе по рыночным институтам в рамках обновления Стратегии-2020 (http://2020strategy.ru/g4) позволили определить следующие приоритеты для экономической политики:
1) фирмам-инвесторам, как правило, не нужны индивидуальные льготы — им нужны стабильные правила игры. Это означает, что нужно остановить поток перманентных изменений в законодательстве. Любые изменения надо предварительно обсуждать и согласовывать с бизнесом;
2) неблагоприятный бизнес-климат в России обусловлен отсутствием у чиновников и ведомств стимулов к тому, чтобы решать проблемы бизнеса и создавать условия для экономического развития. Одно из решений проблемы стимулов в системе госуправления — внедрение механизмов конкуренции между регионами по показателям динамики привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, роста ВРП. Подобные механизмы (с поощрением лучших в такой конкуренции и наказанием худших руководителей регионов) уже 30 лет успешно используются в Китае;
3) существенной проблемой для успешных компаний являются барьеры для экспорта. Стимулирование экспорта должно стать одним из ключевых приоритетов для правительства и индикатором оценки результатов работы профильных ведомств — ФТС, Минпромторга, Минэкономразвития, отраслевых министерств. Конкретные проблемы в отраслях правительство должно выявлять и решать в тесном диалоге с отраслевыми бизнес-ассоциациями;
4) приведенные механизмы полноценно работать смогут только при наличии активной и консолидированной реакции со стороны бизнес-сообщества. Инструментом формирования и выразителем позиции предпринимательского сообщества могут быть бизнес-ассоциации. Они должны иметь больше возможностей и прав по отстаиванию интересов своих членов, включая право ассоциаций выступать в суде от имени членов (иски в защиту третьих лиц) и обязательность публичного обсуждения с ассоциациями изменений в законодательстве.
Наиболее значимые проблемы предприятий
|
Производство, в том числе |
Услуги, в том числе | ||||
Вся
|
Крупные фирмы
|
Фирмы с
|
Вся
|
Крупные
|
Фирмы с
| |
Недостаток квалифицированных специалистов |
33,1 |
31,0 |
32,4 |
29,8 |
26,2 |
21,8 |
Недостаток квалифицированных рабочих |
46,7 |
50,0 |
44,8 |
18,5 |
27,8 |
29,1 |
Устаревшие оборудование, технологии |
36,3 |
34,5 |
32,4 |
9,9 |
11,2 |
9,1 |
Трудовые конфликты на предприятии, в частности забастовки |
1,4 |
2,4 |
1,9 |
0,6 |
1,1 |
1,8 |
Низкий уровень развития инфраструктуры |
13,0 |
12,5 |
15,2 |
23,4 |
18,7 |
18,2 |
Высокая конкуренция со стороны российских производителей |
36,5 |
38,1 |
40,0 |
40,5 |
35,3 |
47,3 |
Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей |
21,3 |
28,6 |
26,7 |
6,2 |
5,3 |
10,9 |
Давление естественных монополий: энергетика, связь и др. |
40,4 |
44,0 |
47,6 |
19,1 |
24,6 |
25,5 |
Высокие ставки налогов |
56,0 |
54,8 |
58,1 |
58,9 |
57,8 |
56,4 |
Сложности с получением кредитов |
24,1 |
23,8 |
15,2 |
21,8 |
24,6 |
21,8 |
Частые изменения в законодательстве и нормативных актах |
27,8 |
25,6 |
31,4 |
32,4 |
35,8 |
41,8 |
Несовершенство действующих законов и нормативных актов |
30,8 |
35,7 |
29,5 |
39,0 |
38,5 |
43,6 |
Чрезмерное государственное регулирование деятельности предприятий |
22,9 |
24,4 |
31,4 |
25,3 |
27,8 |
29,1 |
Коррумпированность государственных чиновников |
13,4 |
13,1 |
9,5 |
18,3 |
21,9 |
21,8 |
Неэффективная работа судебных органов |
4,9 |
6,5 |
3,8 |
8,2 |
8,0 |
10,9 |
Неудовлетворительная работа таможенных служб |
5,7 |
6,0 |
5,7 |
6,6 |
7,0 |
9,1 |
Недостаточная поддержка бизнеса со стороны областных и городских органов власти |
23,5 |
17,3 |
17,1 |
25,9 |
22,5 |
29,1 |
Государственная поддержка оказывается только «своим», приближенным к власти фирмам |
10,3 |
11,9 |
6,7 |
14,0 |
11,2 |
14,5 |
ПРИМЕЧАНИЕ. В промышленной части выборки в равной степени были представлены мелкие, средние и крупные компании, в выборке по сектору услуг преобладали мелкие фирмы (62% — до 50 работников). В промышленности 2/3 опрошенных фирм были созданы до 1992 г. Напротив, в секторе услуг 58% фирм начали функционировать после 1998 г. Среди опрошенных фирм 21% в промышленности и 12% в секторе услуг осуществляли крупные инвестиции в период 2006—2008 гг. По итогам прошлого года в обоих секторах почти 40% фирм не смогли достичь докризисных объемов продаж. Вместе с тем у 25% фирм-респондентов в промышленности и 28,5% фирм в секторе услуг выручка от продаж в 2010 г. превышала уровень 2007 г. на 20% и более.