На приеме для гостей форума губернатор Томской области Виктор Кресс отметил, что выбор инновационной стратегии развития был для региона безальтернативным. Во-первых, доходами от добычи полезных ископаемых распоряжается федеральный центр. А во-вторых, в городе создан мощный научно-образовательный комплекс из университетов и научно-исследовательских организаций. Кроме того, в Томске из 500 000 жителей 318 000 моложе 30 лет, каждый пятый житель — студент, а каждый третий имеет высшее образование. Все это придает городу неисчерпаемый потенциал для развития инновационной деятельности. Подробнее об этом рассказал «ЭЖ» Алексей Пушкаренко, председатель комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области.
«ЭЖ»: Алексей, все участники форума согласны, что в России пока действует не тройная спираль развития инноваций, а пирамида во главе с государством, причем между наукой и бизнесом связи слабые. Как в Томской области?
А.П.: В Томске связь есть. Впервые эта связь проявилась при подготовке проекта особой экономической зоны, над которым работали власть, бизнес, капитал и университеты. Когда решался вопрос, будем ли мы участвовать в конкурсе на организацию особой экономической зоны, губернатор собрал всех этих людей и они сказали — будем. А чем мы можем победить Новосибирскую область? Количеством не победить: у нас миллион жителей — там три миллиона, у нас 11 институтов Академии наук — у них 43, у нас шесть университетов — у них 18. Только качеством! Поэтому мы все дружно пахали, и победа в конкурсе — пример эффективного взаимодействия всех «углов» пирамиды.
Сейчас Томск — единственный регион в России, который зарабатывает на науке больше, чем получает от государства. В России 70% средств на науку выделяет государство, а 30% — частный бизнес. В Томской области бизнес дает на науку 65%, остальное — государство. Мы единственный регион в России, который держит эту пирамиду так же, как на Западе, а не вверх ногами.
«ЭЖ»: А кто сейчас активнее в генерировании инноваций — бизнес, власть или наука?
А.П.: Все активны. Но мы (в комитете по инновационной политике. — Примеч. ред.) делим бизнес на тот, который был до 1991 г., и на тот, который после. И работаем с инновационными компаниями, созданными в 1990‑е гг. Многие из них уже достигли миллиардных оборотов. А мы помогаем им участвовать в конкурсах и проектах, наши специалисты проводят технологический аудит этих компаний, подсказывают их слабые и сильные места. Помогают составлять инвестиционные стратегии. Консалтинговые услуги оказывают специалисты, которых готовит областная администрация. Она на это даже деньги выделяет.
В результате каждый год в Томске появляется 50 новых инновационных предприятий. Мы создали инновационный пояс предприятий вокруг университетов, строим инновационные кластеры.
«ЭЖ»: А на каких условиях предприятия получают помощь администрации?
А.П.: Работа эта начиналась еще до введения в действие Федерального закона № 94-ФЗ — в 2004—2006 гг. А сейчас, знаете ли… Сейчас они и сами, без нас многое могут. Научились составлять бизнес-планы и инновационные программы.
Если же компании хотят получить какие-то деньги, они эти программы должны представить на заседании Координационного совета по инвестиционной деятельности при губернаторе Томской области. Там заслушают, подскажут что-то или поругают. Если параметры программ понравятся губернатору, тогда компания может претендовать на субвенции со стороны администрации, которые могут пойти на гарантии при получении кредитов и на погашение части процентной ставки.
«ЭЖ»: Консалтинговую помощь от администрации предприятия безвозмездно получают?
А.П.: Нет, они оплачивают эту работу. Мы предоставляем специалистов, которых, как правило, нет у самих предприятий. Специалисты работают в университетах или в консалтинговых компаниях и уже написали десятки подобных программ. Комитет помогает найти необходимых специалистов и собрать под проект.
(Раздается звонок мобильного телефона, А. Пушкаренко прерывается, чтобы договориться, как он на следующий день (в субботу) будет принимать экзамены у студентов.)
«ЭЖ»: Алексей, вы как типичный представитель инновационного общества существуете в нескольких амплуа — чиновник, бизнесмен, ученый, преподаватель?
А.П.: Только не бизнесмен! А в администрацию я пришел очень поздно, в почтенном возрасте, поэтому и чиновником никогда не стану. Я веду занятия в Политехническом, это мне позволяет иногда губернатору правду в глаза говорить, потому что знаю, куда мне уйти. А многие чиновники не знают, поэтому молчат.
«ЭЖ»: В этом году Томский экономический форум прошел под девизом «Как запустить экономику знаний?». Как же ее запустить?
А.П.: Не нравится мне это словосочетание. Когда в мире была экономика без знаний? Во все времена она основывалась на знаниях, даже в древних рабовладельческих обществах. Можно еще было бы рассматривать определение экономики, основанной на новых знаниях… Например, создаем инновации, продаем их и получаем деньги… Но поскольку в России нет фондового рынка, на котором можно было бы оценить идею и продать потом дороже, говорить о продаже идей на серьезном уровне пока не приходится. Но лицензии и патенты продаем.